Музейный комплекс «Новый Иерусалим» наглядно показывает, из чего состоит живопись
Девять десятков картин из 11 подмосковных музеев и галерей собрала выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в музейном комплексе «Новый Иерусалим» на Истре. Авторы – самые известные российские художники XVIII–XX веков. Идея сборной выставки, которая дает возможность увидеть разом топовые вещи из коллекций областных музеев (скажем прямо: многие ли из нас соберутся объехать их все?), беспроигрышна сама по себе, тем более, что в одном месте собраны Айвазовский и Бурлюк, Васнецов и Верещагин, Гончарова и Коровин, Малявин и Нестеров, Поленов и Саврасов, Суриков и Фальк, Шишкин и Экстер.
Иван Шишкин. Сестрорецкий бор, 1886 год. Серпуховский историко-художественный музей.
Однако организаторы решили взять за основу экспозиции не авторство, не хронологию, и не имена музеев, которые стали партнерами проекта (среди них, кроме самого Нового Иерусалима – Серпуховский музей, Архангельское, Абрамцево, Коломенский кремль, Химкинская картинная галерея, Мураново, Сергиево-Посадский музей, Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии, Мытищинский музей, Дмитровский кремль). На выставке все подчинено непосредственно ЦВЕТУ. Картины занимают восемь залов, и объединены так, чтобы наиболее ярко представить значение восьми цветов (белого, желтого, синего, красного, зеленого, оранжевого, фиолетового, черного) и то, как их используют художники.
Виктор Попков Автопортрет, 1963. Мытищинский историко-художественный музей.
Можно догадаться, что подбор картин в соответствии с такой, на первый взгляд «элементарной» концепцией, оказался делом непростым, превратив каждый зал в самостоятельную загадку. Если в «Красном» зале огненное полотно рубахи на «Автопортрете» Виктора Попкова совершенно очевидно, то картина Ивана Айвазовского «Вид из Ливадийского парка на Ялту» с карминным штрихом среди синевы и зелени пейзажа, могла бы быть отобрана и для «Синего» или «Зеленого» залов. Большинство картин невероятно сложно «приписать» к какому-то определенному цвету, всегда есть варианты: синяя рубаха рабочего на медово-оранжевой с зеленым картине Александра Волкова «На работу. Утро в Шахимрдане» предопределила место этого произведения в «Синем» зале.
Роберт Лефевр. Портрет М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 год. Музей "Новый Иерусалим"
«Синий» зал – именно в нем лучше всего проявляется возможная «скрытая», неартикулируемая идея выставки: наглядное представление «персонального» цвета каждого художника. Именно ЦВЕТА как такового, а не его использования в произведении: очевидно же, что, например, красный цвет Малявина не спутать с красным цветом Гончаровой или Фалька. Возможно, кроме удачного кураторского выбора, относительно небольшие размеры «синего» зала позволили достичь той необходимой близости картин и зрителя, когда взгляд погружается в синий цвет на картине Роберта Фалька «Портрет девушки в пейзаже», а следом – в торжествующую синеву бархата на «Портрете М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» Роберта Лефевра или в холодноватую элегантность светло-синего на работе Доры Гуревич «Зимой. Автопортрет в спортивном костюме».
Фёдор Рокотов. Портрет Надаржинской Анастасии Николаевны, урожд. Тютчевой,1783–1785. Музей-заповедник «Усадьба«Мураново» имени Ф.И.Тютчева»
Константин Горбатов. Итальянский садовник, 1926. Музей «Новый Иерусалим»
Ну а кроме художественной, в этой выставке присутствует и «детективная» составляющая: здесь впервые показаны несколько произведений, вошедших в коллекцию музея Новый Иерусалим после передачи в августе 2019 года конфискованной коллекции Жанны Булах, бывшей жены экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова (приговорен в декабре 2019 года к 14 годам колонии за хищение, растрату и легализацию свыше 14 млрд. рублей). Среди них «Портрет девочки» Владимира Маковского, «Сосны на берегу залива» Ивана Шишкина и «Портрет старика» Василия Сурикова.
Выставка продлится до 29 марта 2020 года.
Иллюстрации: фото предоставлены пресс-службой музейного комплекса «Новый Иерусалим».