Александр Вихров: «Наполеон был самым известным в мире человеком…»

 

Спустя 250 лет личность Наполеона Бонапарта по-прежнему вызывает живой интерес у историков и коллекционеров.  

У члена Совета директоров Императорского фарфорового завода Александра ВИХРОВА с французским императором особые отношения.

Редактор портала ART&TRAVEL Любовь ПУЛИКОВА поговорила с коллекционером о выставке «Наполеон. Жизнь и судьба», где представлено его собрание, о распродаже музея Наполеона в Монако, о рынке бонапартистики, Викторе Батурине и образе, который придумал себе Бонапарт.  

 

 

- На выставке примерно 200 произведений, а сколько у вас в коллекции?

 

- Коллекцию оценивают обычно не по количеству, а по значимости. У меня собрание, можно сказать, иконографическое, оно посвящено Наполеону и его окружению. Меня интересует всё, что с этой темой связано. Если говорить, как принято в музейном мире, у меня в наличии - более тысячи едини хранения. Это еще не считая современных книг.

 

- А мебель, к примеру наполеоновского времени вы собираете? Воссоздаете интерьеры?

 

-  Ой нет! У меня частная коллекция, и тут при всём желании мне мебель поставить некуда. Хотя мне очень нравится русский ампир, но до таких крупных вещей дело не дошло.

 

 

- А если вам предложат большое полотно известного художника, посвященное победе Наполеона в битве?

 

- Если говорить про большие вещи не по размеру, а по значимости, по ценности, то, как я считаю, они принадлежат всему человечеству. Мне кажется диким, когда кто-то покупает себе в частную коллекцию произведение Леонардо да Винчи. Я думаю, у королевы Великобритании хватило бы средств, чтобы приобрести известное полотно «Спаситель мира». Однако Елизавета II довольствуется в своей британской Королевской коллекции рисунками Леонардо, которые довольно часто показывают на выставках.

Что касается Наполеона, так он считаные разы раз позировал художникам и все эти произведения хорошо известны. Все остальные портреты это - как с икон списывают определенный образ. Художники в меру своего таланта копировали его и это дальше расходилось по миру.

 

На моей выставке есть портрет Наполеона художника французской школы начала XIX века. Он списан с прижизненного портрета Наполеона, автор которого – знаменитый придворный мастер Робер Лефевр. О приближенности портрета из моей коллекции к оригиналу можно судить по тому факту, что на аукцион он попал из Дворца короля Рима в Рамбуйе. Неискушенному в истории человеку может показаться странным, что дворец с таким названием находится в пригороде Парижа. Но именно это название здание получило от того, что Наполеон сделал его резиденцией своего сына, которого с младенчества называли королем Рима. Принадлежащий мне портрет в наполеоновские времена находился в этом дворце. А приобрел его на аукционе в Фонтенбло.

Еще одно мастерски выписанное полотно, которое можно видеть на нынешней выставке, «Наполеон посещает больных чумой в Яффе» написанная Франсуа Дюпоном по картине Антуана Жана Гро. Но, кстати, в экспозиции довольно много оригинальных работ – живописи, графики и скульптуры XIX века.

- С какими вещами возникали сложные ситуации?

 

- Собираю давно, больше сорока лет, но со своей коллекцией только в последние годы сам едва разобрался, когда наступил пенсионный возраст. Я же много лет занимался коммуникациями в сфере PR – работал в международной компании, Центральном банке РФ, в крупной финансовой корпорации. То есть, можно сказать, не принадлежал себе. Все откладывалось до лучших времен… И вот до сих пор я нахожу какие-то коробочки, а там полузабытая вещь и я её достаю с большой радостью. Моя предыдущая выставка была в Музее декоративно-прикладного искусства и народного искусства в 2012 году и, можете представить, часть вещей пролежала в неразобранном состоянии с тех лет.

А про сложности… Я всё-таки любитель. Вот куратор выставки искусствовед Сергей Подстаницкий обладает знаниями и способностью видеть вещь, он как бы «читает с листа». Для меня даже определение примерной датировки предмета может создать сложности.

Как строится коллекция? Сначала берешь всё подряд, затем уже - выборочно, что нравится, а потом только то, чего нет или что уж очень сильно впечатлило. Но, к счастью, у меня отсутствует принцип: «я должен обязательно собрать все 500 медалей, посвященные Наполеону!». Я собираю историю, ассоциативный ряд.

 

Особенно мне интересны изделия народных мастеров. Это тот случай, когда человек не покупает себе какую-то вещицу с изображением императора, а мастерит собственноручно. Наполеон может быть трудно узнаваемым, но его выдает характерный жест. Еще я очень люблю бытовые вещи. Купил однажды английскую серебряную лопатку для торта, где на черенке - Наполеон, который смотрит в бинокль. Есть в коллекции Наполеон-копилка, - кружка, -кувшин, -чашка. Но этого на выставке не будет – куратор жестко отрезал: взяли только XIX век и только предметы музейного уровня.  Мемориальные вещи – нож из походного сервиза Наполеона, две латунные пушки – игрушки его сына – они будут на выставке. Как и автограф Бонапарта. 

-  Вы купили первую вещь в 19 лет…

 

- Да, это такая забавная история. Я заканчивал поселковую школу, у нас не было телевидения, в основном книжки. Но я очень интересовался историей, к тому же, когда учился, вышел фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» и это совпало с школьной программой. Нам задали сочинение на тему «Кутузов и Наполеон».  Когда готовился – читал дополнительную литературу и там обнаружил утверждение, что Лев Толстой изобразил французского императора не очень верно. Удивительно, но я нашел в библиотеке книгу Евгения Тарле 1939 года о Наполеоне. Прочитал ее как приключенческий роман. Потом, многие годы спустя, я нашел это издание у букинистов... Я сейчас работаю над книжкой о Тарле, хочу написать его художественную биографию. Но из-за этой выставки отложил всё до осени.

 

И после книги Тарле я стал читать всё, что мне попадалось про Наполеона. Когда я учился в Ленинградском университете на факультете журналистики, то на Садовой улице, на углу Гостиного двора находился знаменитый антикварный магазин. Через витрины на тебя смотрел просто другой мир. Я в него заходить стеснялся. Но вот однажды в витрине появился маленький бюст Наполеона. И я его купил. Он стоил 6 рублей, а повышенная стипендия моя была 45 рублей. Вот он со мной до сих пор путешествовал. На выставки я его не беру - он очень простенький, но памятный для меня. 

Книги букинистические дореволюционные раньше стоили очень дешево и ими никто не интересовался, а какие там гравюры замечательные! Жаль, что на этой нашей выставке места не хватило для книг. Я хотел показать хотя бы две. Первая - «Наполеон и народ французский» 1806 года, Санкт-Петербургского университета издание, простая с виду, на такой синеватой бумаге. И другая – первое издание на русском языке писем Наполеона к Жозефине, 1833 год. Чем она еще примечательна? В книгу вклеена оригинальная гравюра с изображением могилы Наполеона на острове Святой Елены и строками из стихотворения Пушкина, которые заканчиваются так:

 

Да будет омрачен позором

Тот малодушный, кто в сей день

Безумным возмутит позором

Его развенчанную тень!

 

Самому поэту оставалось жить еще четыре года… Впечатляют ведь такие истории, правда?

- А как вообще сейчас ситуация с бонапартистикой на рынке? Виктор Батурин увлеченно собирал всё, связанное с Наполеоном и как-то раз в интервью он сказал, что на аукционах некий коллекционер, кажется, с Кубы часто перебивал его ставки и они азартно торговались. А потом соперник умер, и стало не так интересно покупать на торгах…  Сейчас остались еще такие азартные любители Наполеона?

 

- Удивительно, что интерес к Наполеону, к его личности не угасает. Об этом свидетельствуют и регулярно проводимые специализированные аукционы. К примеру, напротив дворца Фонтенбло находится аукционный дом Osenat, который известен всем, кто занимается Первой империей.

 

Не знаю, коллекционирует ли кто теперь бонапартистику на Кубе, но в Гаване есть музей Наполеона! Коллекцию собирал один из магнатов – Хулио Лобо, который после революции уехал из страны. Новые власти не разорили это собрание, а перевезли в другой, освободившийся по той же причине дворец, и открыли для публики. Я там бывал и в недавний свой приезд и передал музею ряд материалов, касающихся Отечественной войны 1812 года. Эта тема раньше была представлена в экспозиции только мундиром российского казака. Сейчас мы переписываемся с директрисой музея по поводу организации совместной выставки.

 

Что касается Виктора Батурина, то я видел все выставки, где были предметы из его коллекции. Помнится, лет 15 назад была большая экспозиция в Музее-панораме «Бородинская битва».  И присутствовавший на открытии посол Франции в России сказал: «Вот уж не думал, что в России будет отмечаться дата коронации Наполеона!». А по-моему, даты исторических событий надо отмечать!  Другое дело – как.

У Батурина, как мне представляется, очень неровная коллекция. Были и замечательные вещи, ведь он имел практически неограниченные финансовые возможности. Правда, это обстоятельство аукнулось другим коллекционерам… 

 

- Повысил цены своими действиями?

 

- Да, сдвинул рынок! Ему несли всё, и он всё покупал. Нас до сих пор воспринимают на зарубежных аукционах как «сумасшедших русских с сумасшедшими деньгами». И даже на онлайн торгах сразу видно: всё, что может заинтересовать российского коллекционера, выставляется дороже. И на антикварных рынках для нас цены выше. Не знаю, где сейчас собрание Батурина.... Когда он был в заключении, мне предлагали купить часть его коллекции, которую якобы забрали за долги. Когда прислали список, оказалось, что мне там ничего особо не интересно: много батальных сцен… Я собираю в основном другое предметы, отражающие личность Наполеона или мифы о нем.  Представьте себе, около каждого экспоната на выставке я могу встать и рассказать целую историю из жизни императора французов.

- А почему название выставки поменяли? Был же заявлен «Наполеон. Отвергнутый жених».

 

- Мы сначала хотели сделать выставку, связанную с несостоявшейся женитьбой Наполеона на одной из сестер российского монарха, про Тильзитский мир и связанные с ним эпизоды. А потом пришли к выводу, что невозможно разрывать всю цепь событий. Получается более панорамно. Я думаю, что тему отвергнутого жениха так или иначе отработает пресса. Наполеон собирался жениться не только на сестрах Александра I, он вообще на всей Европе хотел жениться и еще немного на Азии… Увы, мири оказался к этому не готов. А великая княжна Екатерина Павловна заявила «Я скорее пойду замуж за последнего   истопника, чем за это безродное корсиканское чудовище».

 

Когда Наполеону во второй раз отказали, стало ясно, что война с Россией неизбежна. Все знают, какой трагедией это завершилось и цена войны известна: миллион человеческих жизней. Как сложилась бы картина мироустройства, если бы этот брак состоялся? Династийные браки не были редкостью. Наполеон сам сводил братьев, сестер с кем ему было выгодно. И другой правящий европейский клан предложение Бонапарта не смутило. Он женился на австрийской принцессе вообще по доверенности. Мария-Луиза стала его законной женой, когда он ее еще в глаза не видел. В письме доверенному лицу он спрашивал: какая же она? Ему ответили, что ей 18 лет, она говорит на пяти языках, умеет играть в бильярд и шевелить ушами…

 

Вот еще одна, теперь уже личная трагедия с женщиной, которая его совершенно не любила. На остров Святой Елены она не написала ему ни строчки. И сына своего от Наполеона она тоже не любила. А он так страдал и от разлуки, и от отсутствия вестей. Мы с супругой побывали нынче в январе на острове Святой Елены, сами ощутили эту атмосферу, в которой жил Бонапарт последние годы.  Одно из самых отдаленных мест на всей планете…

Я вообще поставил целью посетить все знаковые места, связанные с Наполеоном – его место рождения город Аяччо на Корсике, места итальянского и египетского похода, включая Сирию, бывал на реконструкциях – Аустерлицкое сражение, на Березине. Очень впечатлил масштаб юбилейного действа в Ватерлоо. 

- Семья разделяет увлечение?

 

- Когда мы с супругой поженились, я уже занимался коллекционированием, так что для неё это не было неожиданностью. Жена в шутку называет фигурки, которые я покупаю – «тушками». Сама она тоже увлеклась моей темой и существенно пополнила наше собрание арте-фактами, связанными с императрицей Жозефиной. Любовь Анатольевна - доктор, пластический хирург и сейчас занимается косметологическим бизнесом. По нашей семье можно видеть, что коллекционирование заразно. Как-то мне на день рождения коллега подарил хрустальную фигурку совы, сказав, что я своими большими очками на нее похож. Младший сын, посмеявшись над этой историей, привез мне с моря совенка из ракушек. Родственники друзья стали дарить нам этих птичек на все праздники, да и мы сами оригинальные поделки покупали. Самая дорогая дня нас – сова Гарри Поттера, которую сын купил на экскурсии в Оксфорде. Представляете: мальчишка потратил почти все свои карманные деньги, чтобы привезти нам такой подарок. В результате сегодня у нас больше трехсот сов и совят по всей даче.

Еще такой пример. Мы женой большие любители тенниса. Я-то так себе играю, а она участвовала в крупных любительских турнирах. И вот как-то по случаю я для нее купил милую фарфоровую теннисистку. Теперь уже наверно, сотни две фигурок теннисистов и теннисисток. Есть намерение ее собрание показать на очередном фестивале коллекционеров. 

- В одном интервью вы говорили, что хотели достать редкий ночной горшок с фигурой Наполеона на донышке. Получилось?

 

- Лучше! Мы его сделали! В 2012 году Алексей Денисов – известный режиссер, снимавший документальный фильм об информационных войнах эпохи Наполеона, обратился ко мне за комментариями по этой теме. Я ему рассказал про горшок. Он говорит, вы же имеете отношение к Императорскому фарфоровому заводу, давайте сделаем реконструкцию? Я говорю: «Нет, Императорский завод для такого дела слишком высокая марка. Да и горшок в оригинале видно, что не фарфоровый, а фаянсовый. Нам надо на Конаковский завод».  Мы загорелись этой идеей. Я знал этот горшок только по фотографии, он находится в каком-то мелком английском музее. Распечатал фото и поехал на завод. Предприятие выглядело, как декорации фильма «Сталкер», все разбито, хотя сейчас возвращается к жизни. Там я нашел мастериц, но чтобы зараз заснять весь процесс на всех стадиях, мы заказали пять горшков. На сегодня у меня их осталось два. 

- Чем пополнилась коллекция в последнее время?

 

- Готов похвастаться: предметами из собрания князей Монако. Во дворце Гримальди в Монте-Карло был целый музей Наполеона, много мемориальных вещей. Эту коллекцию собирал еще дед нынешнего правителя. Я там время от времени бывал, там периодически меняли экспозицию. А какая радость у коллекционера? Когда видишь в музее такую же вещь, как у тебя. Несколько лет назад мы с приятелем приходим к музею, а охранник нам говорит, что музей закрыт и его собираются распродавать.

 

- И как-то объяснили эту распродажу?

 

- Официально объяснение было – в этих залах князь Монако захотел создать музей своей мамы, актрисы Грейс Келли. И решил, что пусть большая часть собрания дедушки разойдется по миру. Коллекция была продана в как раз в Фонтенбло. Торги три раза проводились, толстенные были каталоги. На двух из трех аукционах я был и купил себе вещицы из коллекции князей Монако.

 

- Хороший провенанс…

 

- Там самая дорогая вещь была – треуголка Наполеона, которую за два миллиона евро купил южнокорейский бизнесмен, руководитель крупного сельскохозяйственного холдинга и выставил у себя в офисе. Я же приобрёл две фарфоровые тарелочки –табакерку со сценой встречи Наполеона I и Александра I в Тильзите, знак ветерана наполеоновской армии и серебряное кольцо с камеей. 

Неизвестная мануфактура. Тарелка "Встреча Наполелона I, Александра I и прусской королевы в Тильзите"

- Когда вы первый раз решились показать свою коллекцию?

 

– В 2008 году Государственный исторический музей объявил, что собирает народную выставку под названием «Мир и Война» – у них была программа по сотрудничеству с частными музеями. Тогда уже готовились открывать музей Отечественной войны 1812 года. И я понимаю идею, столь раннего захода: они хотели посмотреть, что есть у частных коллекционеров, вот и позвали всех поучаствовать. Мне об этом рассказал приятель и тоже коллекционер Александр Никишин. Дал телефон, я позвонил. И хотя набор был закончен, мне сказали: «Приносите, посмотрим». Но сразу предупредили: «Принесите немножко!». Немножко – понятие растяжимое, решил взять побольше, на выбор, я набрал две больших сумки и пришёл на служебный вход. Ко мне вышла очень приветливая женщина, но увидев мою поклажу, всплеснула руками: «Ой…нет! Всё уже сформировано!». Тем не менее, попросила все развернуть, и стала рассматривать с большим интересом, а потом позвала своих коллег из отдела фарфора, металла и других… Они взяли у меня всё. Я-то думал про 2-3 вещи, а тут все 75 вещей!

 

Это было самое большое количество экспонатов из всех частных собраний, представленных на выставке. Меня так обрадовало, что это кому-то нужно и интересно. Та приветливая женщина - Наталья Перевезенцева - оказалась куратором, а хранителем экспозиции была Елена Букреева. На днях она подарила мне каталог выставки, которая была организована в ГИМе еще к 225-летию Наполеона. Вот какую традицию мы продолжаем.

- Что планируете с коллекцией делать в будущем? Хотели бы, чтобы её продолжили дети?

 

- Дети у меня взрослые. Старший сын – журналист, ему 40 лет, а младшему 26. Старший – Николай - при случае что-то в коллекцию добавляет, младший – Александр - слегка подтрунивает, но всегда знает, какой лучший подарок отцу. Относятся они к коллекции уважительно, но у них другая сфера интересов. Я не знаю. У меня нет жажды обладания вещами, я бы с удовольствием и передал…  Но куда? Кому? Чтобы это где-то в фондах было?

 

 У меня был такой случай. Проходила выставка Эрмитажа в Амстердаме с названием «Наполеон, Жозефина и Александр». Я приехал на выставку и первое, что вижу на зкспликации – картинку, где Наполеон обнимается с Александром. Очень похожая есть у меня в коллекции. Я бросился осматривать выставку и что? В натуре этой миниатюры в экспозиции нет! Вернулся к началу, вгляделся в изображение и понимаю, что напечатан здесь мой медальон. Я-то его хорошо знаю! Это я к чему? В Государственном Эрмитаже 3 миллиона 300 тысяч экспонатов, а такого нет! Вот отдал бы я свою миниатюру в Эрмитаж, и кто ее когда еще увидит?

 

Или вот другая сторона. Я собираю и то, чем вряд ли пополняются фонды музеев: порой заказываю современным художникам всякие работы, связанные с моей темой.

 

- К вам так очередь может выстроиться…

 

- Ну нет. Заказываю только у тех, кто мне нравится. К примеру, молодой художник Радик Мусин. Я увидел его живопись на выставке Сергея Шнурова «Брендреализм» и сказал: «Напиши для меня портрет Наполеона, как ты себе его представляешь». И он сделал очень озорную работу: мой герой с окурком в руке и ноги у него в тазике с водой.

 

А с автором моей любимой картины «Встреча в Тильзите» мы дружим много лет. Юрий Орлов ныне – народный художник России. У меня довольно много гравюр, посвященных той знаменательной встрече двух императоров, но я хотел иметь живописное полотно. Он – художник-реалист, очень тщательно изучил все материалы. Работа получилась отличная. Тут выпал случай показать ее Александру Кибовскому – самому авторитетному эксперту по историко-предметному методу атрибуции в портретной живописи. Ему одного взгляда хватило, чтобы дать совет тщательно сверить все детали по мундирам и наградам изображенных на картине лиц. Мы поняли, что и старинным гравюрам доверять нельзя: у одного персонажа мундир не однобортный, а двубортный, у другого ордена не в том порядке, где-то цвет не тот… Художник все скрупулезно исправил и выписал, теперь эта картина, можно сказать, образец исторического полотна!

 

Еще одно направление коллекции – образ Наполеона в рекламе. Стоит отметить, что для брендов его изображение равносильно знаку высокого качества. Яркий пример – коньячный дом Courvoisier, который так ярко ведет построенные на этом рекламные компании уже почти двести лет. У меня имеются их образцы в коллекции. А вообще узнаваемым портретом украшали различные предметы. Среди моих - спичечные коробки, японская коробочка с патефонными иглами, уругвайский бочонок из-под мёда, ящики для сигар, бутылки из-под рома в виде фигуры императора…

 

Художник французской школы по оригиналу Робера Лефевра. "Портрет Наполеона Бонапарта". 1810-е годы

 

Выставка работает до 21 июня 2019 года.

 

Адрес: Москва, Старая Басманная улица, д. 23/9, стр.1. 

Среда– пятница: 14.00 – 20.00; суббота: 14.00 – 19.00.