Алексей Зернов.
Несчастный случай
1926
Галерея Эритаж продолжает исследовать новые направления в искусстве и приготовила летний выставочный блокастер. На этот раз на выставке кураторы Кристина Краснянская и Анастасия Докучаева решили впервые соединить работы итальянских авторов движения "новеченто" и отечественных мастеров.
Работы Пьетро Маруссига, Акилле Фуни, Феличе Казорати, Марио Тоцци, Чезаре Монти сопоставят с произведениями живописи, графики, скульптуры, фарфора, дизайна советских художников 1920-1930-х годов –Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Фаворского, Татьяны Купервассер, Владимира Ковальского, Надежды Лермонтовой, Алексея Зернова, Марии Ломакиной, Владимира Лебедева, Дмитрия Крапивного и других.
В экспозиции также представлены работы художников русского зарубежья, которые были связующим звеном между Советской Россией и Европой, - картины Бориса Григорьева и Леопольда Сюрважа.
Портрет балерины
Сер. 1910-х
Название «новеченто» в буквальном переводе означает «двадцатый век», художники межвоенного времени старались создать новый художественный язык на стыке авангардистских приемов и отсылок к старому европейскому искусству от античности до Возрождения и иконописи.
Двойной портрет. Начало 1920-х
И советское искусство, и новеченто были порождением тоталитарных режимов, однако старались не использовать агитационную символику. Балансируя между госзаказом и творчеством советские и итальянские художники смогли уловить предчувствие катастрофы войны и крах идеологических надежд. В их работах не только стремление к монументальному, обобщенному искусству, но и очень личностное предчувствие грядущих трагедий. Так на свет появились вневременные картины, показывающих иную реальность, погружение в мир грез и иллюзий, использование даже сюрреалистических эффектов.
Натюрморт с африканским идолом (в мастерской Бориса Гурвича). 1930-е
Собрание Галеев-Галереи, Москва (ранее - собрание галереи Capitani, Милан)
Спустя столетие, все отчетливее видно, что несмотря на индивидуальность работ каждого из этих мастеров и отсылки к национальным ценностям, между работами итальянского новеченто и произведениями советских художников есть удивительные параллели, в которых эпоха проявляла себя вне и сверх национальных границ. Судьба художников Италии и Советской России часто оказывалась схожа. Творчество мастеров, живших в разных странах, работавших в совершенно несхожих условиях объединялось удивительно схожим способом мыслить, чувствовать и визионерски отображать свое время.
31 мая – 30 августа 2019 года
Галерея Эритаж, Петровка 20/1