Колониальное искусство завоёвывает арт-рынок и музеи

Текст: Любовь Пуликова

 

Искусство африканского континента, древние артефакты Мексики и Азии стали появляться в Европе уже в эпоху Великих географических открытий. Мореплаватели преподносили их в дар королям, а купцы торговали необычными произведениями искусства, которые занимали особое место в домашних музеях и кунсткамерах. 

 

Великобритания, Франция и Бельгия, завоевывая новые колонии, видели в приобретении этих территорий только экономическую выгоду, и редкие «оригиналы» обращали внимание на искусство местного населения. Лишь в начале XX века мелкая пластика, маски и статуэтки богов стали интересны серьезным коллекционерам. Сейчас рынок искусства индейцев,  народов Африки и Мексики находится на подъеме. ART-AND-TRAVEL рассказывает сколько стоит приобрести уникальные артефакты древних культур и почему они так полюбились дизайнерам.  

 

Читатели, хорошо знакомые с курсом истории искусства, обязательно вспомнят, что именно африканские примитивы оказали важное влияние на  творчество Пабло Пикассо. В 1907 году в музее Трокадеро в Париже художника поразили древние идолы и маски- «колониальные трофеи», привезенные из новой Гвианы на этнографическую выставку. Именно под их влиянием он создал своё знаменитое полотно «Авиньонские девицы». Его друзья Андре Дерен и Анри Матисс уже находились под обаянием примитивов, и по возможности приобретали приглянувшиеся им скульптуры. 

Необычные ритуальные произведения нравились и дружившему с Пикассо бразильскому фотографу Эдди Наварро. Во время путешествий по Африке он собрал большую коллекцию аутентичных масок и скульптур, некоторые привозил специально для Пикассо, часто прислушиваясь к его рекомендациям. Помимо искусства Африки, Наварро и Пикассо старались отыскать предметы культуры коренных жителей Америки. Так, сохранился снимок, на котором Пабло Пикассо позирует в головном убранстве американских индейцев. 

Пабло Пикассо
Авиньонские девицы (Les Demoiselle d'Avignon) - 1907 г.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Пикассо — вождь американских индейцев, вилла Калифорния, Канны, 1960
Фото — Дэвид Дуглас Дункан

Photo © David Douglas Duncan 

Колониальное искусство, которое чаще всего обозначают теперь tribal art (к нему относят примитивное искусство Африки, Океании и Индонезии, а также древности доколумбовой Америки и буддийской Азии) всегда имело своих почитателей. Среди главных поклонников примитива были владелица L’Oreal Лилиан Беттанкур, министр культуры Франции Андре Мальро, сюрреалисты Анри Бретон и Поль Элюар. По рекомендации Анри Матисса коллекционер Сергей Щукин в начале XX века приобрел несколько скульптур, первым среди русских коллекционеров оценив красоту и лаконичность деревянных примитивов. 

Галерея Mermoz специализируется на доколумбовых цивилизациях Центральной и Южной Америки. Скульптура «Орел» мексиканской культуры теотиуакана (V–VIII век) стоит у них почти 1 млн евро.

  

Фото: galerie-mermoz.com

Естественно, что tribal art лучше всего представлено в странах, владевших обширными заморскими колониями. Однако, к Бельгии, Швейцарии, Германия, Франция постепенно добавляются всё больше собирателей из США, Латинской Америки и ОАЭ. Русским коллекционерам пока только предстоит открыть для себя древности других континентов.   

 

Большой вклад в популяризацию искусства Африки и Океании на международном рынке внес аукционный дом Sotheby’s. В 1966 году коллекция Элены Рубинштейн – основательницы одноименной косметической марки - была продана там за $473 000. Миллионные продажи  появились уже в новом тысячелетии. 

 

Сенюфо из Кот-д'Ивуара "Женская статуя " 

Фото: Sothebys.com

В 2014 году был установлен абсолютный рекорд, поднявший цены для этого вида искусства на новый уровень. За $12 000 000 продали «Женскую статую» конца XIX-начала XX века, авторства Сенюфо из Кот-д'Ивуара. Деревянная скульптура почти 100 см. в высоту, является одной из самых знаковых африканских скульптур.  До того, как попасть к нынешнему владельцу – бизнесмену и коллекционеру Майрону Кунину (Myron Kunin) – она находилась в собраниях немецкого психоаналитика Вернера Мюнстербергера, куратора Уильяма Рубина и французско-американского художника Армана. Всего собрание африканского искусства Майрона Кунина принесло аукционному дому почти 47 млн долларов. Несколько лотов превысили стоимость в 1,5 млн долларов. 

Стенд на ярмарке BRAFA

Фото: Любовь Пуликова

Галерея Pierre Dartevelle. Полинезийский бог Тики. 

Фото: BRAFA

Колониальное прошлое Бельгии каждый год присутствует на ярмарке BRAFA в Брюсселе в виде африканских скульптур и масок.  

Стоимость предметов неуклонно растет год от года, так что маски для инициации начала XX века (Конго) стоят у Pierre Dartevelle по 30 тыс. евро, а напоминающий инопланетянина полинезийский бог Тики – 120 тыс. евро. Деревянная фигурка «Материнство» из Ашанти (регион республики Гана) оценена нынешним владельцем Бернаром де Грюнне (Bernard de Grunne – Tribal Fine Arts) в 200 тыс. евро, а маска тайного общества МВО народности Игбо (Нигерия), имитирующая целое сооружение из волос, покинуло галерею Serge Schoffel – Art Premier за 75 тыс. евро.  

 

В отличие от произведений с Африканского континента, торги по которым проходят регулярно (некоторые африканские маски можно найти на аукционах и по 2000-5000 евро), искусства доколумбовой Америки и Мексики значительно меньше. Возможно поэтому глиняную статую девушки из племени тотонак (Мексика, штат Веракрус, VII–X век) брюссельская Deletaille Gallery в 2017 году оценила в 2,5 млн евро.  

Галерея Mermoz одна из немногих, кто специализируется на доколумбовых цивилизациях Центральной и Южной Америки. Скульптура «Орел» мексиканской культуры теотиуакана (V–VIII век) стоит у них почти 1 млн евро, а маски – 100–200 тыс. евро.  

 

Примитивные идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождается от деталей, воплощали в себе силы природы. Для древних людей такие произведения не были украшением быта, они являлись частью ритуалов, через которые жрецы пытались приручить непонятных и враждебных духов.  

Искусство древних цивилизаций, очутившись в другой культуре поменяло свою функцию. Сначала предметы магических культов рассматривались как своеобразные диковинки. Еще в середине XX века Ив Сен-Лоран и Пьер Берже (часть их коллекции продали на Sotheby’s 30-31 октября 2018 года) собирали африканские маски и статуи Будды, но располагались они в одной комнате с бесчисленными мраморными черепами – как напоминание о memento mori.  

Фигурка «Материнство» из Ашанти (Tribal Fine Arts) оценена в 200 тыс. евро.

 

Фото BRAFA

Маска тайного общества МВО народности Игбо (Нигерия).

Фото: BRAFA

Однако сейчас наметилась иная тенденция. Коллекционеры и дизайнеры полюбили маски и скульптуры за особый лаконизм и способность идеально вписываться практически в любой современный интерьер. (Хотя тем покупателям, которые заинтересованы в инвестициях в искусство, пока сложно угадать, будет та или иная вещь расти в цене и из чего эта цена складывается.) Аукционные дома всё чаще стали включать эти произведения в торги по дизайну, а кураторы нашли в tribal art перекличку с работами современных мастеров.   

 

Не только аукционы и галереи, даже многие крупные музеи увидели в этом «сегменте» мирового искусства хороший потенциал. 

В фонде современного искусства Картье  на выставке «Южная геометрия. От Мексики до Патагонии».

 

Фото www.fondationcartier.com 

Фонд Картье и Метрополитен-музей в 2018 году показал две важные для tribal art выставки.  

 

В фонде современного искусства Картье  на выставке «Южная геометрия. От Мексики до Патагонии» (Southern Geometries, from Mexico to Patagonia) кураторы рассматривают цветовые сочетания и истоки геометрических узоров на примере 250 работ, сделанных более чем 70 художниками от доколумбового периода до настоящего времени. В экспозиции есть и модернистское абстрактное искусство и современный бодиарт, фотографии и архитектура.  

Выставка открывалась залом, созданным боливийским архитектором Фредди Мамани, чья работа вдохновлена геометрическими мотивами, характерными для культуры Тиванаку, а также духом андских деревенских фестивалей. Выставка «Южная геометрия…» исследует некие универсальные актуальные коды, которые можно отыскать в различных культурах и регионах вне зависимости от времени создания объекта искусства.  

Нью-йоркский музей знакомит зрителей с искусством художников из более чем пятидесяти культур Северной Америки («Art of Native America»). Большинство работ происходят из собрания Чарльза и Валери Дикер, долгое время считавшихся обладателями самой большой частной коллекции исторического искусства коренных американцев. Супруги интересовались всем, поэтому возраст экспонатов варьируется от II до начала XX века, а керамика юго-западных народностей и скульптура из слоновой кости жителей Аляски соседствуют с одеждой, головными уборами и трубами индейцев с равнины.

В конце ноября 2018 года Метрополитен-музей объявил, что потратит 70 млн долларов на реконструкцию галерей искусства народов Африки, Океании и коренных Американцев. Архитектор Кулапат Янтрасаст, должен будет заново переосмыслить как будет располагаться обновленная экспозиция на 40 тыс кв футах в южном крыле музея. Согласно заявлению музея, работы будут проводиться с 2020 по 2023 год.  

А вот в Бельгии после длительной реконструкции, наоборот, открылся Музей Африки, увеличивший свои площади почти в два раза. Экстерьер здания 1910 года постройки почти не изменился, а вот внутренние помещения были сильно модернизированы. Главное новшество - пять тематических зон, в основном посвященных Центральной Африке, и включение в выставочное пространство работ современных художников.