Фаберже и придворные ювелиры

В Историческом музее проходит выставка "Фаберже и придворные ювелиры", посвященная российскому ювелирному искусству второй половины ХIХ — начала ХХ века.

 

Собрание Исторического музея по количеству значимых произведений фирмы Фаберже хотя и уступает музеям Кремля, но представление о продукции самой известной ювелирной фирме царского времени дает исчерпывающее. Всего из фондов музея выставили около 300 экспонатов, а многие из предметов - особенно из полковых музеев, показываются впервые.

Фирма К. Фаберже; художник В. Зуев. Мастерская Г. Вигстрёма (рамка). Миниатюра с портретом З. Н. Юсуповой. Санкт-Петербург. 1907 г. Слоновая кость, гуашь, золото, серебро, эмаль, алмазы, жемчуг, стекло, бархат, муар; живопись, гильошировка, вальцовка

 

Карл Фаберже был придворным поставщиком Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы и со временем его имя стало синонимом ювелирного гения. 

Хотя мастерская Фаберже и занимает центральную часть экспозиции, не остались в стороне и работы выдающихся мастеров, таких как И. Сазиков, И. Чичелев, П. Овчинников, И. Хлебников, владельцев фирмы Болиных, Ф. Рюкерт, братьев Грачевых и многих других. Именно они заслужили мировое признание на всемирных и всероссийских выставках, были удостоены самых высоких наград.

Фирма И. Д. Чичелева. Брошь-медальон. Москва. 1885-1888 гг. Золото, жемчуг, рубины, бриллианты, сапфир, эмаль; чеканка, просечка, скань, гравировка

 

Во второй четверти XIX века в России началась промышленная революция и новые технологии позволили модернизировать производство. Машинные способы обработки драгоценных металлов широко внедрялись в ювелирное дело, а на предприятиях ввели разделение труда по специальности, что способствовало возрождению национального ювелирного искусства, развитию Московской и Петербургской школ ювелиров. Не остались в стороне и художники, которые активно стали сотрудничать с ювелирными фирмами давая возможность придумывать неожиданные художественные решения для драгоценных изделий.

Фирма П. А. Овчинникова. Икона Богоматери "Блаженное чрево". Оклад: Москва. 1884 г. Серебро, жемчуг, эмаль, дерево, левкас, темпера, бархат; чеканка, скань, золочение, шитье жемчугом

На выставке - большое стилевое разнообразие, тут и вещи из царских дворцов, памятные изделия, драгоценная галантерея, серебряная скульптура. Один из разделов выставки рассказывает о русско‐историческом стиле или "стиле национальной романтики", получившем большую популярность на рубеже веков благодаря преобладанию народных мотивов. Церковным предметам, которые занимают особое место в декоративно‐прикладном искусстве, и не выставлявшимся ранее экспонатам полковых музеев также посвящены отдельные разделы.

 

С 20 ноября 2019 по 30 апреля 2020 года