Текст: Инна Пуликова
Галерея «Элизиум» переехала из Центрального дома художника в особняк в Гороховском переулке и отметила новоселье выставкой «Исчезающая реальность» из творческого наследия А.В. Фонвизина (1882-1973).
Артур Владимирович Фонвизин – художник, имя которого никогда не «гремело» (в его судьбе не было политических скандалов, разгромленных выставок, аукционных рекордов), сегодня пользуется на удивление преданной любовью коллекционеров, публики и критики. Конечно, любителям искусства Фонвизин был известен всегда, но в 2004 году после выставки «Русский экспрессионизм» в галерее «Дом Нащокина» (которая получила широкое освещение в прессе), где русский импрессионизм олицетворяли Анатолий Зверев, Артур Фонвизин и Александр Древин, популярность художника резко выросла. За прошедшие пятнадцать лет его работы, которые в начале 2000-х можно было свободно купить за достаточно умеренные деньги, разошлись по коллекциям и сегодня на рынке выбор произведений Фонвизина совсем невелик. Выставки акварелей Фонвизина (разного масштаба и качества) проходят практически постоянно и с неизменным успехом у публики.
Портрет Юдифи Глизер. 1944. Собрание Театра Маяковского. Москва
Артур Фонвизин работал в сложнейшей стремительной технике «мокрой акварели». Под его кистью из кажущихся хаотическими цветовых пятен возникали цветы, тающие в воздухе цирковые наездницы и лица красавиц. Согласно легенде, эти элегантные и утонченные красавицы – актрисы, жены представителей советской художественной элиты – были среди тех, кто помог Фонвизину вернуться в Москву из страшной ссылки в Казахстан, куда он из-за немецкого происхождения (свои первые работы он подписывал как «фон Визен») был отправлен со всей семьей в 1942 году. На выставке есть редчайшие работы, созданные художником в Казахстане.
Портрет Фаины Раневской. 1944. Собрание Театра Маяковского, Москва
«Элизиуме» собрал на редкость представительную коллекцию – более 90 акварелей и рисунков художника разных лет (1900-х – 1960-х годов). Организаторам удалось решить сложную задачу: извлечь работы Фонвизина не только из московских частных коллекций, но и из театральных фондов. На выставке впервые можно увидеть портреты артистов Большого театра из музея ГАБТ (1930–60-х гг.), и созданную в 1944 году серию парадных – в полном смысле этого слова – портретов актрис и актеров Московского театра Драмы (ныне Театр им. Вл. Маяковского), в сопровождении архивных фотографий и биографических справок; в том числе портреты Фаины Раневской и Клавдии Половиковой (матери Валентины Серовой).
Портрет Марии Николавны Витт. Конец 1930-х гг., собрание семьи Витт-Кристи.
Но блистательные и даже слегка подавляющие зрителя портреты театральных звезд, не затмевают той самой «исчезающей реальности», которая особенно ощутима в нежном и печальном «Портрете жены художника (в белой шляпке)», (1933 г., собрание А.М. Хвалебного, Москва) и в волшебном, буквально тающем в воздухе, «Портрете Марии Николавны Витт, скрипачки московского театра «Ромэн» (конец 1930-х гг., собрание семьи Витт-Кристи).
Эскиз иллюстрации к новелле Иосифа фон Эйхендорфа "Из жизни одного бездельника". 1934
В центре выставочного зала смонтирована «карусель», на которой размещена знаменитая серия «Цирковых наездниц», работы из которой стали практически визитной карточкой Фонвизина. В экспозиции – большой блок ранних произведений (начиная с середины 1900-х годов), книжные иллюстрации 1929–1945 годов (там же можно увидеть большинство книг, которые иллюстрировал художник); акварельные серии «Песни и романсы», «1001 ночь», «Натюрморты» и анималистические акварели, созданные в заповеднике «Аскания Нова» в 1934 году.
Стоит отдать должное галерее «Элизиум», которой удалось логично расположить богатейший художественный материал на ограниченной выставочной площади, ведь единственное, чего можно было бы пожелать этому проекту – это большего помещения. Хотя, с другой стороны, такая концентрация работ создает редкую возможность «погружения» и, как результат, более острого восприятия, нового взгляда на художника, кажущегося знакомым и привычным.
Фото предоставлены пресс-службой галереи "Элизиум".
21 ноября – 22 декабря 2019