Архитектура стиля модерн в Бухаресте

Где найти самые интересные здания столицы Румынии

 

Столица Румынии - очень многослойный, сложный для восприятия, разноплановый город. Он был сильно разрушен и перестроен в XX веке, особенно в 1980-е годы, при президенте Чаушеску, который ради своих грандиозных планов снес большую часть старой застройки.

Но все же мегаполис сумел сохранить определенный колорит и атмосферу богемного города начала XX века, когда в архитектуре господствовал стиль модерн (или «ар-нуво» по-французски). Чтобы почувствовать этот колорит нужно немного постараться – зачастую он спрятан в кварталах советской застройки, соседствует со стеклянными зданиями современных бизнес-центров.

Бухарест во всех путеводителях называют «восточным Парижем», и это название совершенно соответствует действительности, когда видим «Дворец правосудия» (1890-1895 годы, архитекторы Альберт Баллу и Ион Минку) построенный в стиле французского возрождения. Мы с берегов реки Дымбовицы как будто сразу переносимся на берег Сены.

Особый восточный колорит в Бухарест пришел вместе с турецким владычеством, и в архитектуре он оставил значительный след. Стоит показать старейшую гостиницу-постоялый двор Бухареста Hanul Manuc, чтобы можно было оценить степень проникновения "востока" в национальную архитектуру. Это постройка 1808 года - времен османского владычества принадлежала известному армянскому предпринимателю Эммануэлю Мерзаяну, он же Манук-бей.

И здесь ярко проявились типично восточные элементы декора (тяготеющего к линеарности, графичности), планировка - обилие обходных галерей, высокие крыши, арки с невысокими колоннами, которые придают сооружениям ажурность и легкость и др. Все эти черты будут иметь свое продолжение в национальном варианте стиля модерн, который будет иметь 2 полюса - тяготеющий к парижскому варианту, и имеющий типично восточный колорит. 

В Бухаресте в конце XIX века много работали приглашенные французские архитекторы, и одна из главных их построек - румынский «Атенеум». Это - крупнейший концертный зал своего времени, архитектурная визитная карточка города. «Атенеум» был построен в 1888 году по проекту архитектора Альбера Галлерона и представляет первоклассный образец французского стиля ар-нуво. Большой изящный купол, тонкая декоративная отделка, эффектные кованые детали в виде музыкального инструмента лиры- все это относит нас к французским образцам. Внутри этот концертный зал не менее эффектен: красный купол с золотыми листьями смотрится очень декоративно.

Еще один выдающийся пример французского модерна на румынской почве - здание Национального банка CEC. Оно было возведено в 1885 году в качестве штаб квартиры для старейшего банка Румынии. Дворец венчает красивый стеклянно-металлический купол в лучших традициях перекрытия грандиозных залов конца XIX века. Выдающаяся арка с часами акцентирует входную группу. В целом, стилистически, архитектура банка тяготеет больше к эклектике, но грандиозный купол напоминает всё же французское ар-нуво.

Элементы ар-нуво можно увидеть так же в здании дворца Котрочень, резиденции президента Румынии. Он был построен в 1883-88 гг. французским архитектором Полем Готтеро и имеет как национальные, так и французские черты. Если говорить о более рядовых зданиях, созданных в эклектичном стиле, то многие декоративные детали напоминают ар-нуво. Это - кованые элементы - фонари, ограды, высокие купола сложных форм, декоративные растительные мотивы, тщательная декоративная разработка фасадов. 

Бесспорно наиболее выдающимся памятником в духе французского ар-нуво является дворец Кантакузино. Расположенный на одной из самых старых улиц города, он был построен в 1903 г. по проекту лучшего архитектора того времени Иоахана Бериндейя, и принадлежал мэру города. В своем проекте архитектор совместил французский академизм, рококо и декоративные элементы набирающего популярность стиля Ар-нуво. Дворец отличается высокими арочными окнами с кованными железными балконами. 

Главный вход эффектно украшен ажурным металлическим навесом, напоминающим крыло бабочки с тонкими прожилками. На здании много рельефных композиций-аллегорий, во дворе находится малый павильон, который обрамляют эффектные "спускающиеся" лестницы, они будто обнимают дворец со стороны двора. В целом комплекс производит большое впечатление – он стилистически цельный и всё от кованой ограды до интерьера подчинено эстетике ар-нуво. 

Очень самобытными выглядят постройки несущие в себе восточные черты. Их правильнее будет отнести к локальному варианту национального романтизма, можно это назвать и историзмом, и эклектикой с определенным уклоном.

Эталоном румынского национального романтизма в архитектуре называют городскую ратушу в Бузеу (1896 год) созданную архитектором Александру Сэвулеску. Здесь мы видим те же высокие крыши на деревянных декоративных кронштейнах, типично восточную форму арок и завершение крыш, вдохновленных архитектурой турецких завоевателей.

Гуляя по Бухаресту можно встретить много преимущественно двухэтажных особняков начала XX века несущих восточный колорит. Это и типично ориентальные орнаменты, открытые лоджии и галереи, аркады восточных форм на деревянных колоннадах. Витые колонны относят к национальному брынковянскому стилю в архитектуре. 

Бухарест полон загадок и сюрпризов, он, конечно, одна из самых неисследованных в русской практике столиц Европы. Безусловно, преобладающее коммунистическое наследие застройки города скрывает эти жемчужины архитектуры, но город имеет свою специфику, свою романтику и свой неповторимый шарм.