«Другая атмосфера» - современное искусство как инструмент арт-терапии

В июне 2019 года Реабилитационный центр для детей с пороками сердца при кардиоцентре им. А.Н. Бакулева стал площадкой для смелых творческих экспериментов. Экспериментировали сами юные пациенты – при поддержке организаторов социально-художественного проекта «Другая атмосфера», которые ставят перед собой две задачи – терапевтическую (изменить больничную атмосферу на позитивную) и просветительскую (вовлечь детей в арт-процесс и рассказать о современном искусстве). Мастер-классы художников Татьяны Шерстюк, Елены Асеевой, Гарри Зуха, Сергея Катрана, интерактивные объекты Максима Татаринцева и Екатерины Игошиной, помощь студентов факультета графического дизайна Московского художественно-промышленного института – все это дало возможность маленьким художникам попробовать самые передовые техники contemporary art и создать собственные произведения, которые вошли в своеобразный музей «Другой атмосферы» под открытым небом там же, в Бакулевском центре.

 

Куратор проекта Мария МОСКВИЧЕВА ответила на несколько вопросов портала ART-AND-TRAVEL.RU 

 

- Мария, ты сказала, что проект «Другая атмосфера» 2019 года – это акт девятый. Сколько всего планируется актов?  

 

- Я надеюсь, что это проект бесконечный. Он начинался в 2012 году в Детской Городской Клинической Больнице им. Башляевой, там были проведены несколько первых сезонов. Еще мы делали этот проект в Детской городской клинической больнице № 9 им. Г. Н. Сперанского (филиал № 2 на Ивовой улице). Потом мы перешли на федеральный уровень в Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева (ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева МЗ РФ), где лежат более сложные юные пациенты с пороком сердца. Они приезжают со всей России по квоте, им делают операции на сердце, и потом в течение 2-3 недель они проходят реабилитацию в Детском реабилитационном центре, который был открыт 5 лет назад.  

 

- Это «странствующий» проект? 

 

- Сейчас мы базируемся в Центре им. А.Н. Бакулева. Первоначально проект планировался как странствующий, но нам понравилась идея, что наши объекты могут существовать долго и на одном месте, что они не просто создаются на короткое время, чтобы поднять детям настроение. Объекты становились частью своеобразной круглогодичной выставки-музея под открытым небом. Несколько объектов мы оставили в Тушинской больнице, но в Бакулевском центре мы нашли более активную поддержку и за последние три года там были созданы четыре довольно крупных объекта, которые стали частью музея под открытым небом. 

- Как создаются эти объекты? 

 

- Основная моя идея – сотворчество. Это не привычный мастер-класс, в ходе которого художники чему-то учат детей. Наоборот, мы даем возможность научиться у детей. Не случайно в начале ХХ века, многие художники стали обращаться к детскому творчеству, детскому опыту, искать в себе ребенка, чтобы с помощью простых, часто абстрактных образов понять какие-то глобальные вещи. Дело в том, что у ребенка нет шаблонов, он воспринимает мир интуитивно, его открытый взгляд – именно то, что искали художники нового времени. 

Мы приходим в больницу и предлагаем детям историю. Например – «Мой герой», и говорим:  «Ребята, вы знаете много героем комиксов, супергероев – давайте придумаем своего». Есть какие-то условия задачи, а дальше мы даем возможность ребенку фантазировать. Дети работают в разных техниках, иногда совершенно новаторских. Например, Марина Звягинцева в Тушинской больнице проводила маcтер-класс по созданию монотипии с помощью утюга; она делала черно-белые монотипии – в присутствии воспитателей, с персоналом, чтобы дети были в безопасности. А потом дети сделали свои работы в предложенной технике. Мы показываем детям, что можно работать не только карандашами, кисточками и красками. 

- А какие еще были мастер-классы? 

 

- Мастер-класс обычно посвящен какой-то одной теме и технике. В прошлом году я делала мастер-класс в технике Джексона Поллока. Мы расстелили полотно 2х3 метра, я сначала показала, что такое автописьмо, движения, с помощью которых работал Поллок. Дети повторяли эти движения и, с одной стороны, создавали свое собственное произведение, с другой стороны, они узнали, что был такой художник и есть такая практика разбрызгивания (дриппинг, ее так же называют капельной живописью), когда ты работаешь, не касаясь холста, и не можешь на сто процентов контролировать результат. 

В этом году у нас проходил мастер-класс Татьяны Шерстюк, художника-концептуалиста, на котором работали с тенями. Она показала детям, что если направить цветной луч на объект, то тень его будет тоже цветная, но противоположного цвета. Например, у красного луча тень будет зеленая.  

Мы стараемся расширить кругозор ребенка. Дать возможность увидеть мир иначе. А как ребенок выполнит творческую задачу – это его дело, никаких критериев и оценок нет.  

- Что происходит с произведениями, которые создают дети? 

 

- Из года в год у нас повторяется только одно: «Прозрачная галерея» - все созданные рисунки мы помещаем в галерею под пленкой. Это полупрозрачная цветная пленка, которую мы наматываем между деревьями и запечатываем. С одной стороны это позволяет уберечь рисунки от непогоды, с другой стороны это интересный способ экспонирования. И дети в течении долгого времени могут видеть и свои и чужие работы. 

- Мы знаем примеры, когда журналисты, работающие в сфере искусства, погружаются в него полностью и становятся создателями проектов, кураторами. В какой момент и почему ты – известный журналист, постоянный автор «Московского комсомольца», профессионал, решила стать куратором – и именно этого проекта? 

 

- Когда пишешь об искусстве – трудно оставаться в стороне. Ты вовлекаешься, становишься частью арт-процесса, и даже влияешь на него. До этого проекта в рамках работы в газете «Московский комсомолец» я делала различные акции с художниками, где мы проверяли, насколько неподготовленная публика готова воспринимать современное искусство вне музейного пространства. В какой-то момент ко мне пришел Дмитрий Гражевич, директор фонда поддержки современного искусства «Арт-проект» и сказал, что у него есть идея с помощью современного искусства помогать детям. На тот момент еще ни одна организация не делала арт-терапевтические проекты именно с помощью современного искусства, это была совершенно пионерская идея. И я, не задумываясь, согласилась. Моя позиция – нужно творить добро, помогать людям, а не просто жертвовать деньги. Когда я иду по улице и вижу, что человек просит милостыню – я скорее куплю ему еды, чем дам денег, которые он может потратить на алкоголь. 

Я считаю, что нужно заниматься благотворительностью, но делать это с помощью конкретных действий. Я хотела помочь детям и сделать это с помощью искусства, той сферы, в которой я разбираюсь.  

 

Фото предоставлены пресс-службой проекта «Другая атмосфера»