Ярмарка DA!MOSCOW: впечатления московских галеристов

С арт-ярмарками, посвященными современному искусству, у нас всегда было непросто. Если Российский антикварный салон из года в год стабильно собирал активных участников рынка в ЦДХ, то ярмарка contemporary art «Арт-Москва», с 1996 года
проходившая там же, в 2014 году прекратила свое существование. В 2010 году заявила о себе московская ярмарка Cosmoscow, которая с 2014 года стала ежегодной. Следуя международной традиции, стал приглашать к участию галереи современного искусства Russian Art & Antiue Fair. Но, все-таки одна крупная ярмарка современного искусства в год – явно недостаточно для нормального развития арт-рынка. И вот в мае 2019 года в Гостином Дворе была представлен новый проект на этом поле – ярмарка DA!MOSCOW.
Инна Пуликова побеседовала с участниками ярмарки об их впечатлениях, продажах, посетителях, других ярмарках и планах в отношении участия в DA!MOSCOW.

Полина Аскери-Белоцерковская, галерист, основатель ASKERI GALLERY 

Полина Аскери-Белоцерковская на стенде своей галереи на DA!MOSCOW.

 

Фото предоставлено пресс-службой ASKERI GALLERY– коммуникационным агентством FPRBuro.

Я всегда стараюсь поддерживать инициативы и участвовать в мероприятиях, которые способствуют развитию российского арт-рынка. К сожалению, их не так много в нашей стране. Участие моей галереи в DA!MOSCOW– это отличный повод представить работы художников ASKERI GALLERY на другой площадке и показать посетителям ярмарки, что они актуальны, интересны и могут достойно присутствовать на международных выставках наравне с известными художниками.  

 

В 2018 году мы активно участвовали в ярмарках, кроме Cosmoscow, которая стала второй для ASKERI GALLERY, мы представили абстрактные работы Конора Маккриди и картины Питера Опхайма на Art Shanghai 2018 в Шанхае. После этого мы приняли участие в Art Kaohsiung 2018 (Тайвань), наша экспозиция включала объемные произведения Глеба Скубачевского, картины Павла Полянского и Антона Тотибадзе. Стенд целиком был посвящен российским художникам и вызвал большой интерес, публика иногда не верила, что выставляемые нами работы были созданы в России, так как имели совершенно другое представление о современном российском искусстве. А уже в этом году мы с успехом показали живописные произведения Павла Полянского и Питера Опхайма на Scope New York 2019 в США.  

На DA!MOSCOW у нас было сразу две премьеры. Мы впервые привезли в Россию произведение известного художника Кван Йонг Чана, это собранная из коробочек, обернутых рисовой бумагой, инсталляция из серии «Агрегации». Она стала центром стенда ASKERI GALLERY. И мы представили первые работы российского скульптора, архитектора Даниэля Закх, ученика Захи Хадид. Его работы отличаются естественными природными формами и игрой с пространством, которые получаются при компьютерном моделировании логики воздействия сил на материю. В проекте Inflow Закх изучает влияние потоков на формообразование, а в серии настенных скульптур Elastic Limit рассматривает процесс деформации материи. К тому же, Глеб Скубачевский специально для DA!MOSCOW создал серию миниатюр, которые перекликаются c его проектом Anima Aliena.  

В целом, впечатление положительное. Я рада видеть, что постепенно растет количество ярмарок современного искусства, и основные игроки нашего арт-рынка поддерживают их, что появляются новые галереи, причем не только в Москве, но и других городах России, некоторые приехали специально на арт-шоу Da!Moscow. Также мне понравилось разнообразие художественных работ: по форматам, стилевым направлением, даже по использованию материалов и техник чувствуется, что российские художники стараются проявить себя, находя новые решения, и следят за мировыми тенденциями, например, прослеживается влияние Eco-арта и информационных технологий. 

 

Наша публика пока мало подготовлена к таким ярмаркам, но те посетители, у которых действительно есть цель приобрести что-то интересное для себя, смогут это сделать. В ASKERI GALLERY мы постарались максимально расширить возможности наших покупателей, предложив выбор от новых миниатюр Глеба Скубачевского (от $1500) до более масштабных скульптурных работ Даниэля Закх (от $10000). Продажи и резерв произведений были, для российского рынка это хороший показатель. 

 

Если арт-шоу станет ежегодным и международным, будет поддерживать и наращивать уровень, привлекая внимание, в том числе и иностранной аудитории, для ASKERI GALLERY участие в ярмарке может стать хорошей традицией. Со своей стороны могу сказать, что мы будем стараться вносить свой вклад в развитие современного искусства и продолжать знакомить нашу публику с самыми интересными и талантливыми художниками ASKERI GALLERY. 

Александр Корытов, директор галереи «JART»

В мае 2019 года мы открыли сразу две выставки Александра Меламида - «Русская Версия абстрактного экспрессионизма» и «I’m - GOD!». События шли параллельно с крупной ретроспективой творчества KOMAR & MELAMID, проходившей в ММСИ ММОМА (апрель - июнь 2019). Наша команда хотела, чтобы одна из этих выставок прошла  в рамках большого публичного мероприятия, а ярмарка Da!Moscow, к которой было привлечено больше внимание СМИ, вполне этому соответствовала (вторая выставка проходила в более камерном формате).  

 

Так что на Da!Moscow мы показали персональный проект Александра Меламида «Русская версия абстрактного экспрессионизма», который создавался в Москве (по сути дела это была его первая персональная выставка). Сам проект был придуман примерно полгода назад, куратором стал Андрей Ерофеев. Мы сочли, что для истории работы важна документация и провенанс – когда коллекционер видит записи перформанса, в ходе которого произведения создаются, он понимает, что ценность произведения появилась уже в процессе создания. Сама работа художника физически заняла около трех недель, и мы выделили два дня, когда наши гости могли посмотреть, как Александр работает. 

 

Если говорить о ценах, то произведения Александра Меламида продавались у нас на Da!Moscow в диапазоне от $22 тыс. (за небольшие работы, примерно 1 м х 1,5 м) до $50 тыс. (за самую крупную, 3 м х 2 м).  Можно было бы их поставить и дороже (ориентируюсь на статистику открытых продаж), но наши акционеры вместе с Александром предложили другую идею: установить цены дешевле, чем в США. Это был  реверанс в сторону русских коллекционеров. Так что один из лозунгов, написанных на работе «Покупай! Потом будет дороже!» реализовался в жизни. 

На ярмарке у нас активно покупали тиражные работы (показатель того, что просыпается интерес к этому искусству). Александр придумал тираж плакатов к DA!Moscow «Меламид очищает землю от нечисти» и к ним был большой интерес. Коллекционеры, которые были на выставке сначала даже удивлялись: «это тот самый Александр Меламид? Участник легендарного дуэта? И его работы можно купить?» Нам приходилось даже проводить специальные экскурсии, чтобы люди свыклись с мыслью, что – да,  легендарный художник здесь, в Москве, и его работы доступны. Всегда приятно увидеть состоявшегося, звездного художника с новым проектом (мы ведь не старые его работы нашли, а представили совсем новые).  

 

Галерея  «JART» активно работает актуальным искусством около года, и Da!Moscow – это вторая российская ярмарка современного искусства, в которой мы принимаем участие (в прошлом году «JART» выставлялась на Cosmoscow). За рубежом мы участвовали в ярмарке «Art Taipei». А российских ярмарок современного искусства больше-то и нет. В RAAF теперь есть блок современного искусства, но эта ярмарка была всего на месяц раньше и мы выбрали DA!Moscow.  

Сложности с участием в Da!Moscow если и были, то связанные с тем, что решение об участии было принято всего за месяц до начала, а окончательно договорились мы с организаторами за неделю до открытия. От самой ярмарки у нас хорошие впечатления. Если подробнее, то удачно выбрано место проведения; гости, которые находили время, чтобы приехать и купить не самый дешевый билет – все это подчеркивало высокий статус современного искусства. И даже нормально работали кондиционеры – ведь на некоторых мероприятиях атриум Гостиного Двора превращается в большую теплицу. Команда ярмарки работала отлично и по застройке стендов и по встрече гостей. 

 

Теперь о минусах: нам не хватило гостей. Стенд нашей галереи был не на первой линии и недалеко от входа. Гости входили в атриум, проходили до конца центральную аллею ярмарки, осматривали стенды галерей-лидеров рынка, супернасыщенные произведениями. После этого только самые стойкие гости добирались до второй линии галерей. Так что хорошо было бы разработать такую географию выставочного зала, чтобы гости гарантированно могли увидеть стенды ВСЕХ участников.  

 

В этом году Da!Moscow открылась практически «в контексте» майских праздников и сразу после Венецианской биеннале. А мы понимаем, что люди еще неделю после майских праздников предпочитают попутешествовать. Возможно, стоит сместить даты на несколько более позднее время, чтобы потенциальные гости вернулись в Москву, и вошли в рабочий ритм. 

Состав гостей ярмарки, конечно, пересекается с Cosmoscow, особенно «профессиональное» ядро. По количеству – мне показалось, что на Cosmoscow гостей было больше (и тех, кто меньше разбираются в искусстве, но очень заинтересованы), но это уже раскрученная ярмарка. Думаю, что у Da!Moscow все еще впереди и мы хотели бы принять участие в следующей ярмарке. Рынок надо строить, развивать и современное искусство надо популяризировать.  

Любовь Агафонова, коллекционер, основатель галереи «Веллум»

Участвовать в ярмарке DA!MOSCOW меня пригласил Владимир Овчаренко, поскольку галерея «Веллум» - одна из ведущих галерей Москвы - занимается шестидесятниками. Галерее уже двадцать лет и, конечно, кроме творчества шестидесятников, есть и другие направления, с которыми мы постоянно работаем: это эпоха модерна, «Мир искусства», «Голубая Роза», классическая живопись русского искусства второй половины XIX века, мастеров авангарда и художников русского зарубежья, а также художников еврейской культурной традиции. 

 

На DA!MOSCOW мы представили коллекцию, в которую вошли работы Анатолия Зверева (цены в диапазоне $3–15 тыс.), Владимира Яковлева (около $6 тыс.), Николая Вечтомова, Дмитрия Плавинского, Эдуарда Штейнберга, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского, Владимира Овчинникова. Отдельные разделы нашей экспозиции были посвящены наследию Якова Чернихова ($1,5–15 тыс.) и собранию редкой архитектурной графики Алексея Щусева (около $10 тыс.). Сама концепция стенда была своего рода оммажем советским коллекционерам 1960-х годов – мы воспроизвели условную квартиру успешного коллекционера, где картины современников соседствовали со старой русской мебелью, найденной в опустевших русских деревнях. 

Из продаж на ярмарке я могу назвать работы Александра Харитонова «Я тебя вижу!» (1978 г., х/м, 20х30) за 650 тыс. руб.,  Мастерковой «Композиция» (1964 г., х/м, 100х60). Еще по нескольким работам переговоры продолжаются после окончания работы DA!MOSCOW.

Галерея «Веллум» – постоянный участник российских арт-ярмарок: это и Cosmoscow и, конечно, Российский антикварный салон, который сейчас работает с новым названием  RAAF и в новом формате, где представлен и антиквариат, и современное искусство – так что мне есть с чем сравнивать. 

Мне понравилось, что организаторы сумели пригласить много зрителей, серьезных покупателей и коллекционеров. Активное внимание посетителей ярмарки всегда вдохновляет галеристов. Никаких организационных сложностей у меня не возникло:  в мае галерея «Веллум» открыла свое новое пространство непосредственно в Гостином дворе, и нам нужно было просто перенести картины из помещения галереи на стенд, а потом вернуть обратно. Единственный недостаток – плохо работал интернет – сеть самой ярмарки; надеюсь, что в следующий раз эта проблема будет устранена. 

Мероприятий формата  Art Fair у нас все-таки недостаточно, поэтому я согласилась принять участие в ярмарке DA!MOSCOW – и не пожалела.