Паблик-арт погружается в культурный слой

Тотальная инсталляция «Карта памяти» показывает из чего состоит московский арт-кластер «Фабрика»

С высоты полета квадрокоптера кажется, что Центр творческих индустрий «Фабрика» превратился в гигантскую микросхему. Более четырех тысяч квадратных метров площади популярного столичного арт-кластера покрыты узором из белых линий, перетекающих из двора во двор, и соединяющих оранжевые прямоугольники с загадочными терминами  АППРЕТУРА, КАЛАНДРЫ (или с совершенно обыденными ТИПОГРАФИЯ, ЦЕХ). Белый и оранжевый выбраны не случайно – это фирменные цвета «Фабрики». 

 

Так выглядит паблик-арт проект «Карта памяти» (особенно яркий и эффектный после московских летних дождей), созданный Мариной Звягинцевой, самым известным российским художником, которая исследует возможности объединения искусства и городской среды. Микросхема-матрица тотальной инсталляции «Карта памяти» создана из культурных кодов, из слов, наиболее значимых для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, по просьбе художника подбирали сами сотрудники «Фабрики» по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. С одной стороны инсталляция проявляет, разворачивает на плоскости культурный слой арт-кластера; с другой стороны ее задача, как ни странно, вполне прагматична – взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве. По замыслу художника и руководства «Фабрики», инсталляция должна существовать долгие годы, по мере необходимости обновляя краски. 

 

Art&Travel побеседовал с Мариной ЗВЯГИНЦЕВОЙ и руководителем арт-кластера Асей фИЛИППОВОЙ.

Марина Звягинцева, художник, автор паблик-арт проекта «Карта памяти» 

 

- В этом году ровно 10 лет, как вы занимаетесь паблик-артом. Наверняка вы постоянно «присматриваете» новые места под ваши проекты. Почему вы предложили сотрудничество именно «Фабрике»? 

 

- Я долго искала место, со сложным культурным слоем. А у «Фабрики» культурный слой именно такой: с одной стороны тут «толща» истории, с другой стороны – арт-кластер. Да еще есть производство. В общем, много структур, которые встречаются в одном месте. У этого места очень сложный многослойный бэкграунд, который мне было интересно озвучить.  Когда мы подбирали слова для матрицы «Карты памяти», мы разбили их на несколько блоков. Например, есть блок про историю, которая связана с бумажной фабрикой, и это слова: АППРЕТУРА, КАЛАНДРЫ, МАНУФАКТУРА. Есть блок, связанный с арт-кластером,  с художниками, тут мы взяли слова: ТВОРЧЕСТВО, ОФОРТ, ГРАФФИТИ. Есть блок, связанный исключительно с производством бумаги, со словами  ТИПОГРАФИЯ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ПРОИЗВОДСТВО, ЦЕХ. Все это ценности, которые  являются ключевыми для «Фабрики», и все эти слова подбирал сам коллектив.  

Я дала сотрудникам «Фабрики» форму, а они мне нашли контент, который я «зашила» в эту форму. Возникшая матрица живет в этом пространстве витиеватой сложной жизнью. С одной стороны она привязана к историческим точкам, с другой стороны, у нее есть своя логика развития: например, здесь есть переход между корпусами, так под ним я сделала настоящий переход, символизирующий переход фабрики в 2005 году от производства к арт-кластеру. «Фабрика» оказалась идеальным местом для проекта. Во-первых, это большое пространство, как я люблю – 4,5 тыс.кв.м. (а мне всегда хотелось сделать БОЛЬШУЮ инсталляцию), во-вторых, это арт-кластер и он связан с искусством, в-третьих, сюда ходит много людей, связанных  с творчеством, которые могут оценить эту историю – они не просто прохожие. И все эти нюансы сложились в большую историю, которая получилась и, надеюсь, будет жить долго. 

Ася Филиппова, директор центра творческих индустрий «Фабрика» 

 

- Центр творческих инициатив «Фабрика», которым вы руководите, - место популярное, населенное структурами, связанными с творческими индустриями. Вы, наверное, получаете немало предложений осуществить какие-либо арт-проекты на территории Фабрики. Как идет выбор и почему вы «пустили» сюда именно «Карту памяти» Марины Звягинцевой? 

 

- Мы выбрали «Карту памяти» потому, что это редкий пример того, как территория «Фабрики» или ее фасады и крыши используется не просто в качестве служебной плоскости для публичного высказывания художника. Проект в полной мере отражает характер нашей деятельности, наши ценности, нашу повседневность, историю. В «Карте  памяти» есть несколько слоев, каждый из которых для нас очень важен. Мы шли к осуществлению такого проекта очень долго, поскольку на «Фабрике» есть граффити, нам предлагали сделать паблик-арт инсталляции на крышах и фасадах, но я никогда не чувствовала, что эти истории будут для «Фабрики» органичными.  

Надо сказать, что когда мы начинали с Мариной обсуждение, мы тоже думали о других вариантах – о фасадах, о том, что это будут вертикальные плоскости. Но в процессе обсуждения, за который я Марине очень благодарна, мы пришли к тому варианту, который для нас очень ценен. Территория «Фабрики» довольно сложная, мы не можем похвастаться каким-то единым стилем. Она сложилась в конце XIX века, здесь очень много наслоений, но работа Марины позволила все это объединить и примирить со временем и пространством. Я должна сказать, что Марина Звягинцева – один из немногих художников, которые могут справлять с таким масштабным проектом. Это не просто большое количество работы, но и еще и уровень мышления, возможность справиться с таким огромным пространством. Я и очень рада, что, наконец, это все случилось. 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта.