Волшебно и смешно

В Москве прошла международная выставка карикатуры, посвященной цирку –  «Гротеск 2022» 

Текст: Инна Пуликова

 

Первая выставка карикатуры о цирке продлится до обидного мало – с 1 по 3 ноября 2022 года в Музейно-выставочном комплексе Российской Академии Художеств.

Но география, количество участников и объем экспозиции впечатляют: на выставке будут представлены 140 карикатур, отобранных жюри из 367 рисунков, созданных авторами из Китая, Монголии, Германии, Сирии, Бразилии, Армении и других уголков планеты. Заявки на участие подали 86 карикатуристов из 43 стран. Наравне с взрослыми были и заявки от трех детских студий карикатуры: из Ирана, и из России – из Казани и с Урала.

Карикатура – жанр, который в XIX – XX веках пользовался в России и в Советском Союзе безусловной популярностью и даже немалым влиянием – легендарные карикатуры в «Крокодиле» были делом серьезным! – но в последние годы несколько ушел в тень.  Радостно видеть, что в карикатуре есть сегодня и авторы и «кураж». Спектр сюжетов «цирковых» карикатур необъятен: от столь ценимых публикой – и страшновато смешных - «производственных трудностей» вроде головы дрессировщика в пасти льва до философских обобщений и всепонимающего взгляда на мир грустного клоуна. 

 

Главным вдохновителем проекта выступил Валентин Дружинин – известный художник карикатурист, долгие годы являвшийся ведущим карикатуристом газеты «Комсомольская правда». Именно он изготовил 12 призов для финалистов выставки-конкурса, которых выберет представительное жюри.

Выбрать есть из чего: участники – это не только люди с чувством юмора, любящие и чувствующие цирк, но и прекрасные художники, смело экспериментирующие с гротеском в искусстве.

 

“Цирк и карикатура, два вида искусства идущие, как нам кажется параллельными и дорогами. Цирк – это исполнительское искусство, а карикатура – изобразительное. В изобразительном искусстве есть термин «гротеск», как правило — это преувеличенное смешение не сочетаемого.

 

В цирке очень близкое толкование термина «гротеск», к изобразительному искусству, но только всё серьёзнее. Ведь гротеск на лошади, например, это когда маленькая хрупкая гимнастка, рискуя своим здоровьем, а подчас и жизнью, выполняет опасные трюки на спине несущейся по манежу лошади. В повседневной жизни такие разные вещи объединить сложно, а в цирке невозможное становится возможным и потому на манеже давным-давно, объединившись, живут эти два вида искусства” - рассказал нам один из организаторов данной выставки, член Правления Союза цирковых деятелей России Григорий Островский.

 

Будем надеяться на продолжение – на путешествие этой выставки по России и на новые выставки в будущем, благо цирковая жизнь может обеспечить художников сюжетами на долгие годы вперед.

 

 

Музейно-выставочный комплекс Российской Академии Художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. г. Москва, Пречистенка, 19

Фото предоставлено пресс-службой Нового Русского Цирка