В галерее «Веллум» открылась выставка классика советского неофициального искусства
Текст: Инна Пуликова
Новый сезон на своем новом месте, в арт-квартале «Гостиный Двор», галерея «Веллум» открыла выставкой «Владимир Яковлев. Портрет Ветра», приуроченной к 85-летию со дня рождения художника Владимира Игоревича Яковлева (1934 – 1998), легендарной фигуры советского неофициального искусства. Творчество нонконформистов – одно из основных направлений работы «Веллума», и на этот раз к картинам из коллекции Любови Агафоновой (основатель галереи) добавились работы из собраний Михаила Алшибая и Сергея Александрова.
Художник, чьи работы стали подлинным символом советского «другого искусства», родился в 1934 году в Горьковской области; в 1944 году семья Яковлевых переехала в Москву. В 1950-е годы Владимир Яковлев работал курьером, затем ретушером, фотографом и хранителем фототеки в издательстве «Искусство», учился в мастерской художника Василия Ситникова, параллельно самостоятельно изучая историю искусств в библиотеке издательства.
Первая официальная экспозиция Яковлева в СССР (однодневная выставка совместно с Эдуардом Штейнбергом) была организована в 1963 году в Музее Ф. М. Достоевского. В середине 1970-х художник вступил в горком графиков и получил возможность выставляться в зале на Малой Грузинской. Тогда же, в 1970 году работы художника были представлены на выставке «Русский авангард в сегодняшней Москве» в Галерее Гмуржинска (Кёльн), а в 1976 году его персональная выставка прошла в Копенгагене.
Большинство своих произведений Владимир Яковлев создавал, работая гуашью на бумаге, картоне или оргалите. Исследователи отмечают в его творчестве период лирического абстракционизма, близкого работам Дж. Поллока, говорят о произведениях, созданных под влиянием Пикассо, высоко оценивают произведения, в которых нашло отражение возвращение Яковлева от абстракции к предметной живописи. Портреты (в том числе цикл «Портрет Ветра»), натюрморты и, ставшие классическими, «цветы» полны скрытого драматизма и энергии сопротивления, передавая ощущение трагизма и мучительного одиночества – художник, принимая собственную трагическую судьбу и противостоя ей, смог реализовать свой талант. Яковлев работал, преодолевая прогрессирующую слепоту и душевное заболевание, но его уникальный дар завоевал признание еще при жизни мастера. Круг ценителей и покупателей его произведений сформировался достаточно быстро и «яковлевские» кошки и рыбы уже в начале 1960-х годов стали занимать места на стенах квартир советских коллекционеров.
В 1990-1991 годах работы художника были показаны на выставке «Другое искусство. Москва 1956—1976», организованной Третьяковской галереей и Русским музеем, и именно яковлевский цветок был помещен на обложку второго тома издания, посвященного этому выставочному проекту (для первого тома была выбрана репродукция картины Оскара Рабина).
В 1995 году прошла его персональная выставка в Третьяковской Галерее в Москве. Сегодня работы Владимира Яковлева находятся в собраниях ГТГ, ГЦСИ, Музея «Другое искусство», Нового Музея (Санкт-Петербург), Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары), Музея АРТ4 (Москва) и многочисленных частных коллекциях.
04 сентября по 06 октября 2019 г.
Вход на выставку бесплатный
адрес галереи: ул. Ильинка, д.4, Гостиный двор,
вход с Хрустального переулка, секция 88-89