Барочная опера в Мироваренной палате

В Кремле проходит фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе»

Инна Пуликова

 

Барочная музыка, которую мы привыкли слушать в концертных залах и московских усадьбах, теперь звучит в Кремле.

11 сентября в Мироваренной палате Патриаршего дворца давали реконструкцию барочной оперы «Цефал и Прокрис» композитора Франческо Арайи  (созданную при поддержке В.П. Макарова)  – в рамках  фестиваля «Цари и музы: опера при русском дворе», заявленного как четырехлетний проект.

 

Концертного исполнения барокко (и очень хорошего уровня, вспомним программы Московской филармонии в Зале Чайковского) в Москве немало. Полноценные оперные спектакли тоже есть, но тут нужно быть готовыми встретиться с шедеврами режоперы и слушать певцов с закрытыми глазами. Когда произносится слово «реконструкция», то на ум приходят скорее не отечественные спектакли, а проекты Уильяма Кристи… Но вот тут-то нужно обязательно вспомнить отличную постановку оперы «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» Иоганна Маттезона, которую в 2007 силами «Солистов Екатерины Великой» и международной команды исполнителей при участии «Барочного балета Анджолини», показали в московской «Новой опере».

Именно «Солисты Екатерины Великой» под руководством Андрея Решетина и «Барочный балет Анджолини» стали героями нового кремлевского оперного проекта и позволили понять – как звучала и выглядела опера, впервые на русской сцене исполненная на русском языке.

Для исполнения на фестивале было выбрано второе действие оперы «Цефал и Прокрис» (продолжительностью чуть менее полутора часов) – «Сады Авроры»  – это полноценная вокальная композиция с балетным завершением.

Премьера оперы состоялась 7 марта 1755 года в Петербурге во временном деревянном театре сада «Променад» на Царицыном лугу (насколько известно, сам наследник Петр Федорович – будущий император Петр III –  играл на скрипке в постановках этой оперы). Автор оперы – Франческо Арайя был первым в России придворным капельмейстером, прослужившим  у нас около 25 лет. Сюжет для либретто был взят Александром Сумароковым из поэмы Овидия «Метаморфозы». До этой постановки оперы в России исполнялись только на иностранных языках, а слушатели получали книжечки с переводами текстов. Фактически опера «Цефал и Прокрис» «открыла» русский язык на отечественной оперной сцене. Ну а в наше время  премьера спектакля-реконструкции оперы «Цефал и Прокрис» состоялась в 2016 году в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге в рамках XIX фестиваля Earlymusic.

Да, существовали реальные опасения по поводу того, как барочная опера будет звучать под сводами Мироваренной палаты (красивейшая, но не очень большая сводчатая палата часто используется для проведения пресс-конференций по поводу выставок Музеев Московского Кремля). Однако с акустикой проблем не возникло, так что отличное и «умное» исполнение можно было оценить по достоинству. И оценить не только голоса: артикуляция и произношения певцов соответствовали принятому в XVIII веке на русской оперной сцене; особое внимание было уделено  реконструкции сценического жеста, имевшего большое значение в театре того времени. 

Действие, в котором влюбленная богиня Аврора (Вера Чеканова), призвав на  помощь царя Миноса (Юлия Корпачева) и волшебника Тестора (Жанна Афанасьева) пытается заставить прекрасного Цефала (Елизавета Свешникова) забыть свою супругу Прокрис/Прокриду (Юлия Хотай), происходило на фоне задника, на который проецировались световые узоры. Исходные декорации Джузеппе Валериани восстановить не удалось (насколько я знаю, в Эрмитаже сохранились только общие зарисовки оформления сцены). Но, по правде говоря, было бы лучше обойтись без световых эффектов, ограничившись подходящим по духу пейзажем на заднике, поскольку хотелось во всех деталях рассмотреть прекрасные костюмы (художник по костюмам — Лариса Погорецкая) и грим, который был, как говорится, «во времени».

А еще очень хотелось как-то решить проблему, возникшую из-за специфики Мироваренной палаты, не предполагающей традиционного для театральных помещений постепенного повышения уровня пола при удалении от сцены. Слышно-то было всё, а вот видно…  Если вы сидели дальше третьего-четвертого ряда, то и главных героев и участников прелестного балета (хореограф – Клаус Абромайт), в своих треуголках и костюмах напоминавших персонажей картин Пьетро Лонги,  можно было с трудом рассмотреть только в просветах между головами зрителей. Думаю, что возвышение с помостом помогло бы исправить ситуацию.

Резюмируя, скажу – с удовольствием послушала бы оперу «Цефал и Прокрис» ЦЕЛИКОМ (в том же составе, в тех же костюмах) –  и чтобы все было видно – оно того стоит.

 

А фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе» тем временем продолжается, 25 сентября в Кремле ожидается концерт под названием «Салон Екатерины Великой» с участием камерного ансамбля «Северный Парнас».