В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась камерная выставка «“Русский Йорданс”. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», на которой впервые будут показаны практически все произведения мастера, которые находятся в коллекциях отечественных музеев. Картина "Оплакивание Христа" из Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой (Санкт-Петербург) за 225 лет впервые покинуло пределы Санкт-Петербурга.
Из региональных музеев, в дополнение к картинам из ГМИИ и Эрмитажа привезли — «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе — Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике. Всего в экспозиции 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.
Из региональных музеев привезли — «Христос и самаритянка» (Нижегородский государственный художественный музей), «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Павел и Варнава в Листре» и «Пир короля» (обе — Пермская государственная художественная галерея). До сих пор они были мало известны как специалистам, так и широкой публике.
Якоб (Жак) Йорданс (1593–1678) — читается одним из самых значительных живописцев фламандской школы наряду с Рубенсом и Ван Дейком. Он работал практически во всех жанрах: создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение бытовым композициям с элементами бурлеска. В юном возрасте Йорданс начал учиться живописи у популярного в свое время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, который сейчас также известен как один из учителей Рубенса. Потому иногда картины Йорданса, особенно если смотреть издали, можно принять за картины Рубенса. Йорданс прославлял красоту и изобилие материального мира, любил многофигурные композиции, он легко смешивал возвышенные и земные темы.
Большинство из представленных на выставке картин оказались в России уже во второй половине XVIII века и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской (Роберта Уолпола), французской (Пьера Кроза), немецких (Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля).
Куратор выставки Вадим Садков рассказал, что Петр I покупал картины Рембрандта и малых голландцев так как они идеально подходили для его, не самых больших по размеру, дворцов. А вот Екатерина II уже обладала бОльшими площадями и могла приобретать их для основанного в 1764 году Эрмитажа.
Интересный факт - Екатерина II купила монументальную работу Йорданса «Оплакивание Христа», а затем подарила ее Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Впервые работа написанная католиком оказалась в православном храме!
В течение последних лет несколько картин художника прошли серьезную реставрацию, над их изучением работали ведущие российские ученые. В частности, картина из Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Мелеагр и Аталанта», прежде считавшаяся копией с картины Йорданса, в 2013 году на основании обнаруженной реставраторами авторской подписи была определена как работа мастера, относящаяся к раннему периоду его творчества. Так же в картине «Христос и самаритянка» из Новгородского музея исследователи обнаружили, что над ней работал и сын Йорданса, о котором почти ничего неизвестно.
Нынешняя выставка - совместный проект ГМИИ им Пушкина и Эрмитажа. Далее в планах - исследование итальянского барокко на примере художника Луки Джордано, а так же египетская тематика в собрании русских коллекционеров.
С 17 сентября – 30 ноября 2019
Главное здание (залы 9, 10), Волхонка, 12
Фото пресс-службы ГМИИ им Пушкина