В Москве вручили VIII премию The Art Newspaper Russia

В среду 26 февраля в Гостином Дворе прошла VIII церемония вручения ежегодной премии The Art Newspaper Russia (TANR), российской версии международного издания. Вручение премии можно назвать одним из самых важных светских мероприятий года – где еще в один вечер можно встретить нескольких директоров столичных музеев, известных галеристов, арт-дилеров и журналистов, пишущих об искусстве? 

Церемонию открыли издатель газеты и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова, которая рассказала про приз, придуманный Сергеем Шаховцевым – объединенные Спасская башня и и Биг Бен как бы образуют V – Victory – Победа, а так же символизируют вовлечённость премии в мировой художественный процесс. Пять Номинаций бодро вручили за час с небольшим.

 

В номинации - «Реставрация года» победили реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля. За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха. Плоды их работы - 87 предметов, собранных на выставке «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» (12 июля — 13 октября 2019 года), объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года.

 

«Книгой года»  стала «Бумажная архитектура: антология» Юрий Аввакумов (Музей современного искусства «Гараж», 2019.  Без Юрия Аввакумова никто бы сейчас о феномене «бумажной архитектуры» не знал и не вспоминал, а проекты молодых советских архитекторов в музейных коллекциях не хранились. Он же и ввел в обиход термин «бумажная архитектура». Вручал награду художник Павел Пепперштейн, назвавший книгу отличным галлюциногеном и рассказавший о погружении в неё.

«Музей года» - за открытость новациям, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству -  Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Приз получала директор музея Марина Лошак. У ГМИИ было много выставочных блокбастеров – один из самых главных -  «Щукин. Биография коллекции», посвященная великому коллекционеру французского модернизма. Это часть международного проекта, объединившего усилия парижского Фонда Louis Vuitton, Эрмитажа и ГМИИ. Другие проекты - первые в России выставки Томаса Гейнсборо и «Лондонской школы» 1970-х годов. Новаторским оказался проект ГМИИ для Венецианской биеннале «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», где были показаны возможности нового отдела «Пушкинский XXI», пригласившего к участию звезд мирового медиаарта. Вручал приз Иван Ургант хорошо пошутивший, что "как мало прожил Пушкин, а какую коллекцию успел собрать!"

«Выставка года» — «Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (Екатеринбург). Комиссар: Алиса Прудникова, куратор: Шаоюй Вэн. Тема бессмертия, обозначенная комиссаром Алисой Прудниковой, вдохновила 76 художников из 25 стран на яркие и парадоксальные работы. Куратор основного проекта «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего» китаянка из нью-йоркского Музея Гуггенхайма Шаоюй Вэн предложила замысловатые ходы в интерпретации этой темы, соединяющие современные технологии и древние духовные и мистические практики. Шаоюй Вэн на премии присутствовать не смогла, но прислала видеообращение, в котором пожаловалась на невозможность прилететь  – из-за короновируса въезд в Россию закрыт для всех китайцев и неважно, где они сейчас проживают.

Номинация «Личный вклад» была самая многочисленная, вместо стандартных трех – между собой соревновались семь меценатов. Победил Владимир Потанин «за филантропическое постоянство в меняющемся мире». Потанин стал одним из первых благотворителей в России: свой некоммерческий фонд он учредил в 1999 году. Фонд Потанина десятилетиями поддерживает Эрмитаж, а также малые провинциальные музеи в рамках нескольких грантовых конкурсов. Самым известным из них стал «Меняющийся музей в меняющемся мире». 

В 2019 году фонд финансировал учреждение стипендий для русскоговорящих специалистов на прохождение стажировки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. С помощью фонда парижский Центр Помпиду получил в дар исключительную коллекцию современного русского искусства. В прошедшем году в развитие этого проекта в Париже прошла научная конференция. Бюджет фонда в 2019 году составил около 1 млрд руб. Владимир Потанин лично получая приз, вспомнил как раньше шутил в ответ на вопрос «Зачем ты это делаешь? Из любви к искусству!.. И вот дошутился!»