Революции Юрия Анненкова

 

Текст : Анастасия Докучаева

 

Выставкой "Юрий Анненков. Революция за дверью" Музей русского импрессионизма продолжает свою уже сложившуюся традицию крупных сольных выставок, подробно показывающих творческий путь избранной персоны и её связи с тем самым импрессионизмом. Ранее появлялись и очень известные имена (как Давид Бурлюк) и те, кого музей старался "открыть" для публики (как Николай Мещерин). В этом ряду Анненков, безусловно, принадлежит к группе знаменитостей - в первую очередь благодаря хрестоматийным иллюстрациям к "Двенадцати" Блока и графическим портретам Троцкого, Ахматовой и других богемных, светских и политических фигур, которые в изобилии представлены в экспозиции. Однако и живописные работы художника и весь его эмигрантский период, включая эксперименты с абстракцией в послевоенное время, остается обычно за скобками. Куратор выставки Анастасия Винокурова постаралась максимально восполнить эти пробелы, очертив все области применения таланта Анненкова и задействовав работы из целого ряда музеев, включая Центр Жоржа Помпиду и нескольких частных коллекций.

 

 

Эскиз декорации к спектаклю "Газ" по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов. 

Как и многие честолюбивые модернисты начала ХХ века, Анненков "отметился" в важнейших экспериментах той эпохи, которые развивались в публичном поле - в  оформлении книг, предлагая новый взгляд на текст и образ, и в театре.

В России он успел посотрудничать со многими из тех, кто открыл театр ХХ века - Евреиновым, Мейерхольдом, Комиссаржевским. Как показывает куратор, среди всего взрывного новаторства Анненков смог привнести и собственные идеи, которые имели действенное продолжение. Иногда это выглядит "движением в противотоке"  - в момент моды на анти-психологичную, мейерхольдовскую механику в театре и на кубизм в изобразительном искусстве художник, напротив, стремится обозначить психологические характеристики персонажей, играя с цветом и масштабом декораций (диккенсовская "Рождественская песнь). И даже пишет на этот счет теоретические трактаты. И одновременно, в те же ранние 1920-е годы, он применяет конструктивистские приемы в постановке на актуально-индустриальную тему "Газ" по Георгу Кайзеру - предлагая новаторское решение с движущимися декорациями и динамически меняющимся светом. Впрочем, делает он это столь изящно, "по-светски", что в стройной анфиладе газовых труб так и видится приближающееся стилизаторство стиля ар деко. Да и вся выставка позволяет проследить, как особый дар Анненкова совмещал умение быть современным и оставлять любой излишне брутальный, "невоспитанный" авангардный пафос "за дверью", как можно предположить и по названию выставки. Модернизм Анненкова - звонкий, веселый, элегантный. Даже сгущающаяся "экзистенция" революционной толпы в его эскизе оформления театрализованного народного действа на Дворцовой площади в 1920 году, которое воссоздавало взятие Зимнего дворца, безболезненно уходит в чистую эстетику, в авторские размышления о средневековых мистериях и прочих прекрасных отвлеченностях.

 

 

Соединить свой дар светского модерниста с пролетарской реальностью оказалось невозможным и, выехав в 1924 году в Италию для участия в XIV венецианской биеннале, Анненков перебрался в Париж и остался жить во Франции. В эмиграции иллюстрирование книг и оформление театральных постановок с середины 1930-х и по 1960-е постепенно сменяется еще более востребованным и массовым искусством - кинематографом.

 

Одевая кинозвезд (о чем Жорж Анненкофф оставил отдельные мемуары), он был также успешен и плодовит, став одним из немногих отечественных художников, сумевших заграницей выйти из круга исключительно "русских" тем и занять независимое во всех отношениях положение. В частности, на выставке представлены весьма показательные эскизы к постановке фильма "Монпарнас, 19" Макса Офюльса, посвященного Модильяни с Жераром Филипом в главной роли - символичная для Анненкова работа, отсылавшая к нескольким счастливым годам его молодости, проведенным в парижских академиях, мастерских и богемных кафе 1900-х. Видимо, полный творческого огня довоенный Париж, действительно, сумел дать Анненкову особую "инъекцию" - манящих новых горизонтов, которые мастер умел видеть и в жизни и в искусстве, несмотря на две войны и одну революцию.

 

Фото предоставлены пресс-службой Музея русского импрессионизма.

 

Юрий Анненков. Революция за дверью
Музей русского импрессионизма, Москва

 

С 13 февраля по 24 мая 2020