Русский стиль – l'art de vivre

Текст: Инна Пуликова

 

История и культура народов – и даже политические идеи – нередко становились основой для рождения модных стилей: вспомним шинуазри, английских денди и английские же готические романы, идеи французских декораторов и модисток, американских золотоискателей и скотоводов, походы армии Гарибальди, японские кимоно и чайные церемонии.  

Галереи «Веллум» и «Русская усадьба» объединились, чтобы показать, как русская история превратилась в модный стиль и стала диктовать образ жизни наших соотечественников. На выставке «Русский стиль – l'art de vivre» («Русский стиль – искусство жить»), которая открылась в арт-квартале «Гостиный двор», идет диалог двух эпох: артефакты, созданные в конце XVI – начале XVII вв., представляют период начинающегося в то время в России подъема искусств и ремесел, расширения торговли с Европой, а я коллекция живописи дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в художественном поиске авторов конца XIX – начала ХХ веков. 

Первым обращением русского художника к истории страны считается полотно Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко (1770 г.); «отзвуки» покроя  русского народного костюма встречаются в платьях Екатерины II (особенно с возрастом, когда фигура императрицы стала требовать более свободного покроя). Патриотический подъем Отечественной войны 1812 года запечатлен и в памятнике Минину и Пожарскому Ивана Мартоса (1818 г.) и в «крестьянских» сарафанах, ставших парадными туалетами придворных дам. Ближе к середине XIX века рост интереса к русской истории шел параллельно с распространением идей славянофильства. 

 

Как говорит руководитель галереи «Веллум», искусствовед и коллекционер Любовь Агафонова: «тогда же знаменательным событием для русской культуры стало открытие реставратором Николаем Подключниковым под поздними поновлениями уникальной первоначальной живописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако в полном смысле о расцвете искусства, интерпретирующего исторические сцены, в красочных образах погружающего зрителя в прошлое Руси, можно говорить в последние десятилетия XIX века. Это время, когда старообрядцы-промышленники собирают древлеправославные иконы и финансируют их систематическое изучение, заложив основу пробуждения интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков. В Талашкине, принадлежащем княгине Марии Тенишевой, и в усадьбе художника Василия Поленова появляются мастерские, где по народным образцам изготавливается мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. И даже внешний образ и привычки императора Александра III были близки завоевывавшему популярность «русскому стилю».  

Исторические темы постоянно появляются в работах Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Николая Неврева, Ивана Куликова – по сути, сформировали целое живописное направление «в поисках Руси», которое не исчезнет и в ХХ веке после Октябрьской революции. Его замечательными представителями станут Александр Бубнов, с иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» и эпохальным полотном «Утро на Куликовом поле», Павел Корин с «Русью уходящей» и «Александром Невским».

За живопись на выставке «Русский стиль – l'art de vivre» отвечает галерея «Веллум» и дает возможность увидеть работы Александра Бубнова «Вещий Олег» и «Борис Годунов», а также уникальный первый вариант «Александра Невского» Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами (1878 г.), «Деревенские девки» Ивана Куликова и русский стиль в архитектурных проектах Алексея Щусева, а также произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина. 

 

На рубеже XVI и XVII веков в России новые архитектурные веяния проявляются в традиционном деревянном зодчестве и хорошо видны в Теремном Дворце и Приказных палатах в Кремле, в Сафарине, Воробьеве, Измайлове и  Преображенском. А дворец в Коломенском выглядит как резиденция европейского монарха.  Наступивший расцвет столярного и токарного дела, блестящее развитие Оружейной палаты и Строгановских мастерских стало торжественным финальным аккордом в русском искусстве средневековья и ярким художественным поворотом в истории Нового времени.  

Галерея «Русская усадьба» представляет художественные стили XVII века: от плоскорельефной архаичной резьбы до русско-голландских вернакуляров петровского времени, самобытность и своеобразие русской мебели этой эпохи. Образцы русского прикладного искусства  XVI – первой половины XVII вв. почти не сохранились, но тем интереснее и ценнее произведения, дошедшие до наших дней (большинство предметов экспозиции происходит с Русского Севера, уцелев, во многом, благодаря географической удаленности).  

В экспозиции выставки «Русский стиль – l'art de vivre» разместились предметы исключительно из российских частных собраний – домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. При отборе экспонатов особое значение придавалось исторической подлинности, предметам наиболее приближенным к вероятному бытованию XVII века.  Так на выставке можно увидеть старинные европейские карты  и документы: редчайшие автографы «русского царя» Владислава IV Вазы, жалованная грамота царя Михаила Федоровича. Среди разнообразных форм и декоров сундуков выделяется один: уникальный сундук с дюжиной секретов и потайных ящичков, которые имеют удивительно полную сохранность. Яркая самобытность старинной мебели: монастырский стул из целого ствола липы, огромный бюро-кабинет (в русской традиции «Скрыня») или раскладной стол-кресло. Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен в 1930-е годы супругами-художниками Т.Александровой и И.Поповым у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича (другим претендентом на эту покупку был писатель Алексеей Толстой).  По словам Глиндзича этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову. Кованые светцы и подсвечники, пестрые эмали и вышивки, серебряные изделия и украшения, иконы и характерные только для XVII века киоты – все это собрано и сохранено благодаря живому интересу к российской истории и любви к русскому искусству. 

 

Фото: пресс-службы галереи «Веллум»

 

Выставка пройдет по адресу: ул. Ильинка, д.4, арт-квартал «Гостиный двор»,  

вход с Хрустального переулка, секция 88-89  

 

21 февраля – 15 апреля 2020 г.