Сюнга. Откровенное искусство Японии. Из коллекции Кирилла Данелия

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Сюнга. Откровенное искусство Японии. Из коллекции Кирилла Данелия».
Сюнга – традиционный жанр японской гравюры укиё-э ("образы изменчивого мира"), возникшей в средневековой Японии и достигшей расцвета в эпоху Эдо, времени правления самурайского дома Токугава (1603-1868), ставшего "Золотым веком" японской культуры.

 

Слово сюнга состоит из двух идеограмм - "весна" и "изображение" - буквально «весенние картинки». Однако, в изящной японско словесности слово "весна"  - эвфемизм секса, потому точнее будет перевод "эротические картинки". Считается, что первые печатные сюнга родились под влиянием китайских сексологических трактатов. С другой стороны - предшественниками сюнга были японские рисованные свитки, иллюстрировавшие эротические скандалы при дворе императора или пикантные происшествия в монастырях.

Рисование таких свитков было любимым досугом придворной аристократии и буддийских монахов начиная с периода Хэйан (794-1185). С распространением ксилографии сюнга становится очень популярным жанром, который хотя и был запрещен, но не преследовался. В Японии эротика - проявление божественной природы, так что сюнга порицали, но против  богов не выступали. 

 

На выставке в одном просторном зале показывают более ста ксилографий, созданных в XVII–XIX веках выдающимися художниками укиё-э, работавшими в жанре сюнга: Кацусика Хокусай, Исода Корюсай, Китагава Утамаро, Утагава Тоёкуни.

Их графика стала важной вехой в развитии мирового графического искусства. Игривые и легкие «весенние картинки», казалось бы, выполненные на одном дыхании, на самом деле результат виртуозного мастерства и многодневного труда художника и резчика. В процессе печати, каждый созданный по отдельности цветовой оттиск наслаивался один на другой, пока не получалась мерцающая тертым перламутром и чистыми минеральными красками утонченная картина любовной игры.


«Весенние картинки» уже несколько столетий являются мечтой и гордостью коллекционеров, хотя их и редко экспонируют публично. Кирилл Данелия собрал уникальную коллекцию, во многом перекликающуюся с фондами Британского музея, которые были показаны на масштабной выставке несколько лет назад.
Японская культура, бесконечно закрытая во внешнем, построенная на строгих кодексах поведения и миллионах запретов, во внутреннем мире человека была абсолютно свободна, оставляя все табу у порога.

 


Всероссийский музей декоративного искусства
14 февраля – 15 марта 2020