Аттракцион Русских сказок

Текст: Любовь Пуликова

 

В Новой Третьяковке на Крымском валу открылcя «экспериментальный проект» - выставка «Русские сказки от Васнецова до сих пор». Экспериментальной выставку назвала сама куратор Татьяна Гетман и тут мы должны согласиться – подобных проектов у Третьяковской галерее еще не было.  

Странно, что музеи к русским сказкам почти не обращались раньше, ведь они не раз вдохновляли отечественных художников особенно в конце XIX века. Имена Васнецова и Билибина стали напрямую ассоциироваться с особым миром, населенном богатырями, царевичами, мифическими птицами и животными, русалками, лешими и тп.

 

Но стоит предупредить всех, кто ожидал от выставки серьезного научного подхода. Да, проект включает в себя 90 живописных и графических работ из 20 собраний, но часть из них попросту теряются за общим дизайн-оформлением пространства. Графические работы того же Васнецова или Елены Поленовой совершенно не взаимодействуют с жеваной белой бумагой, покрывающей стены залов. Зато неожиданно «заиграл» Илья Глазунов, чья работа «Русская красавица» (аппликация, жемчужный венец), помещенная в декоративный наличник, как будто была создана специально для выставки.

 

Это же относится к многим работам современных авторов – часто кажущиеся воплощением китча, в стенах выставочного пространства они становятся действительно сказочными объектами – будто то жидкий ковер (Фаиг Ахмед – Liquid), «упоротые звери» («Ледниковый период» Дмитрия Цветкова) или фотопортреты Владислава Мамышева-Монро в виде царевны.

 

Про царевен стоит сказать отдельно, кураторы выделили три типа в русских сказках: красивая и умная девушка, верная невеста; злая и коварная девушка; девушка-воин, которая отлично стреляет и ездит на коне. Тут же - варианты имени (Миловзора, Царь-девица и тп) и чего от нее ожидать (обладает магической силой, задаёт загадки жениху). Такая краткая характеристика даётся всем ключевым сказочным персонажам. Например, было интересно узнать, что Баба Яга  - отличается сменой настроения, но является прекрасной, домовитой хозяйкой в своей избушке на курьих ножках.

 

Основная задача проекта – вовлечь зрителя в интерактивное путешествие по территориям различных стихий. Поэтому приготовьтесь посетить волшебный лес, водное и подземельное царства (хотя неясно почему подземельное, а не подземное).

Как увидите огромного спящего медведя, которого, к слову, еще и можно трогать, считайте, что миссия завершена – главный экспонат опознан. Большая золотая рыбка из подводного царства с ним рядом не плавала!  Водная часть, где обитают водяной, царевна-лягушка и русалки вообще самая слабая – кажется пространства так много, а экспонатов катастрофически не хватает.

Зато тут «оживает» картина «Садко» Ильи Репина напоминая бесконечные проекты Artplay.  Странно, что картин Михаила Врубеля на выставке нет – хотя казалось бы, «Царевна-лебедь» и «Пан» как нельзя лучше вписываются в концепцию.

Самый насыщенный и интересный раздел – «Подземельное царство», который открывают «Три царевны подземного царства» Виктора Васнецова.  За ними следуют Иван Билибин «Эскиз костюма Кащея к балету Жар-птица»,  фото Георгия Милляра в роли Кащея Бессмертный, видео «Документация перформанса» - Спящая красавица в хрустальном гробу в земле (работа Ольги Кройтер), фрагменты фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна» про убийство царевича в сказочном лесу, метла Бабы Яги и «Крутое яйцо» Владимира Потокина – намёк на смерть Кащееву.

 

Хотя в пресс-релизе и написано, что проект рассчитан как на детскую, так и на взрослую аудиторию, всё же подача материала понравится больше юным посетителям. В любом случае, пропустить этот проект и не сфотографироваться с медведем будет неразумным решением. А учитывая, что лапу медведю оторвали уже на следующий день после открытия, стоит поторопиться!

Фото: Любовь Пуликова

 

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Новая Третьяковка, Западное крыло Новой Третьяковки, зал №1, Крымский Вал, 10

 

22 февраля — 10 мая 2020