В Москве открывается выставка венецианской живописи XVIII века

ГМИИ им А.С.Пушкина меняет экспозицию. На смену голландской живописи и Рембрандту приходят Каналетто, Тьеполо и Лонги.

Завершившаяся в Пушкинском музее выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», побила рекорд посещаемости. С момента открытия выставку увидели более 275 тысяч человек, что стало самым высоким показателем за последние пять лет. Ранее самой большой популярностью пользовалась экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» (215 132 человека). Чемпионат мира по футболу так же помог музею: посещаемость в будни составила 4–6 тысячи человек, в выходные увеличивалась вдвое.

С 24 июля в Пушкинском музее стартует новый художественный блокбастер "Венецианская живопись XVIII века от Тьеполо до Каналетто и Гварди".

На выставке покажут 57 полотен, среди них- 23 произведения из Палаццо Кьерикати в Виченце, а 25 работ из ГМИИ им. А.С. Пушкина и 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари.

Венецианская живопись XVIII века будет представлена картинами таких мастеров как Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. 


Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца – «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. 

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший тальянский
живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи всегда отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью. 

 Выставка дает возможность посмотреть на сцены из жизни венецианской аристократии, которые так любил писать Пьетро Лонги. К сожалению, его работ нет в российских музеях. Для московской выставки пять картин Лонги поступили из коллекции банка Интеза Санпаоло.


В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее
будничной жизни и праздников. 

В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, на своё усмотрения смешивая реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».