Цветочная симфония павловопосадской шали

Российская академия художеств  с 14 по 19 января проводит выставку «Цветочная симфония павловопосадской шали», посвященную 225-летию предприятия народного художественного промысла России ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». На выставке предоставлена коллекция шалей, созданных художниками мануфактуры за период с 1870-х годов по настоящее время.

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась уникальная «Павловопосадская школа авторского платочного рисунка», благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников.

История павлопосадских платков началась еще в XVIII веке, в Богородском уезде Московской губернии, где было очень развито крестьянское ткачество. Особенно этим отличались крестьяне села Вохны (Павлово, с 1844 - Павловский Посад). Здесь постепенно и начали появляться первые текстильные мануфактуры. В 1795 году появилась шелковая фабрика крестьянина Ивана Лабзина, до середины XIX века у Лабзиных было красильно и ткацкое производство, выпускали шелковые платки и материи.

 

Используя навыки крестьян в середине XIX века в Павловом Посаде начинают производить модные тогда шерстяные и полушерстяные платки и шали с набивным рисунком.  В то время предприятие принадлежало правнуку основателя - Якову Ивановичу Лабзину и его компаньону Василию Ивановиу Грязнову.

В 1868 году оно было зарегистрировано как торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов". Владели им до национализации в 1918 году потомки этих родов.

 

В то время была популярна романтическая идея о связи человека и природы. Отсюда увлечение растениями, в частности цветами, которые часто были трактовано несколько натуралистично. К тому же весь XIX век не угасал интерес к Востоку - так в платках появились такие ориентальные мотивы как "медальоны", "огурцы", "бобы" и "опахала". Соединение этих мотивов и пышных цветов, собранных в букеты, яркие контрастные цвета  - отличительная особенность павлопосадских шалей и платков.

Работа над каждым новым платком начинается с рисунка (крока)  и от того, насколько верно художником выбраны композиционное решение и колористическая гамма, зависит дальнейшая судьба платка и его популярность. 

В экспозиции выставки представлены платки и шали, созданные по рисункам таких ярких художников ХХ века, как: К.Е.Аболихин,  С.В. Постигов. и Н.С.Постигов; лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина народного художника РФ Златы Ольшевской, Е.П. Регуновой  и С.П. Рыжова; а также художников Л.С.Шаховской  и Е.И. Штыхина, К.С. Зиновьевой  и Н.И.Слащевой.

Традиции не прерываются - художественные образы павлопосадской шали востребованы и сегодня. Над новыми произведениями работают заслуженные художники РФ И.П. Дадонова, Е.В. Жукова; Г.И. Сотскова и Т.П. Сухаревская, а также Е.А. Фаворитова, Н.С. Белокур и Е.Н. Литвинова. Творческий коллектив Павловопосадской платочной мануфактуры возглавляет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств В.И. Зубрицкий.

 

 

Выставочные залы Российской Академии Художеств,

Пречистенка, 21

 

С 14 по 19 января