Каждый год открывая новый выставочный сезон в Москве, одни музеи делают ставку на классиков, навсегда вписанных в историю искусства, другие знакомят с творчеством мастеров, оставшихся в тени более известных коллег, или с именами, засиявшими совсем недавно. В календарном обзоре ART-AND-TRAVEL.RU – очень разные экспозиции, каждая из которых заслуживает внимания.
ЯНВАРЬ 2020
Сальвадор Дали. Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Сальвадор Дали. Магическое искусство
Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
Первый выставочный блокбастер в этом году– «Сальвадор Дали. Магическое искусство» откроется в Манеже 28 января. На смену прошлогоднему успешному проекту о любви и творчестве Фриды Кало и Диего Ривера придёт ретроспективная выставка о великом сюрреалисте Сальвадоре Дали. Впрочем, у них один и тот же организатор (Музей Фаберже и фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга). Без истории любви не обойдется и нынешняя экспозиция – муза художника – Гала (Елена Ивановна Дьяконова) будет внимательно смотреть на нас не только со знаковых картин мужа, но и с многочисленных фотографий, также представленных в залах. Ожидается прибытие 180 картин из мадридского Центра искусств королевы Софии и частных коллекций.
С 28 января по 25 марта 2020
ФЕВРАЛЬ 2020
Юрий Анненков. Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни.
Фото: www.rusimp.su
Юрий Анненков. Революция за дверью
Музей русского импрессионизма, Москва
Юрий Анненков (1889-1974) известен как график-портретист, запечатлевший кажется всех знаковых людей России – как представителей творческой интеллигенции, так и видных политических деятелей. В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растет и не только в России, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы появляются на аукционах (Christie's и Sotheby's). Впервые творчество Анненкова будет представлено так полно: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Несколько работ, созданных в эмиграции и никогда ранее не выставлявшихся, приедут из собрания Центра Помпиду в Париже. Помимо каталога, музей издаст первую монографию о художнике, написанную Ириной Обуховой-Зелиньской.
13 февраля по 24 мая 2020
Викто Васнецов. Царевна-лягушка. 1901-1918. Государственная Третьяковская галерея
Русская сказка. От Васнецова до сих пор
Государственная Третьяковская галерея
Удивительно, что подобный проект не состоялся раньше. Русские сказки не раз служили вдохновением для отечественных художников особенно в конце XIX века. Имена Васнецова, Врубеля, Билибина стали напрямую ассоциироваться с особым миром, населенном богатырями, царевичами, мифическими птицами и животными, русалками, лешими и тп. Но не прошлым единым. За современные интерпретации сказочных сюжетов будут отвечать Владислав Мамышев-Монро, Ирина Корина, группа «Синий суп», Ольга Тобрелутс. Главная задача устроителей – вовлечь зрителя в интерактивное путешествие по территориям различных стихий. По ходу действия посетитель сам превращается в героя, который исследует миры прошлого и современного искусства, попадает в сказку. Проект рассчитан как на детскую, так и на взрослую аудиторию.
22 февраля – 11 мая
МАРТ 2020
Маска коруру, или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву; белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Tattoo/Тату
Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
У ГМИИ имени Пушкина много международных проектов, но экспозиционный год начнется с выставки «Tattoo» («Тату») сделанной совместно с парижским Музеем на набережной Бранли.
Выставка, посвященная искусству татуировки в хронологическом (и географическом) порядке расскажет об истории этого феномена на примере 150 произведений.
Сами татуировки будут показаны необычным образом: специально для этого проекта были созданы объемные силиконовые макеты, слепки с частей тела, на которых ведущими тату-мастерами со всего мира нанесены рисунки.
С 3 марта
Анри Матисс. Женский портрет (Л.Н. Делекторская). 1945. ГМИИ им. А.С. Пушкина
От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
ГМИИ им А.С.Пушкина
В конце марта в Главном здании откроется экспозиция «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Впервые зрители увидят огромную коллекцию рисунков, обычно хранящихся в фондах музея. В экспозицию войдет около 170 листов периода с конца XV до середины XX века. Среди авторов такие мастера, как Дюрер, Карпаччо, Веронезе, Бернини, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Ватто, Буше, Тьеполо, Давид, Ренуар, Пикассо, Шагал, ван Гог, Тулуз-Лотрек, Малевич, Брюллов, Врубель и тд.
С 24 марта
Роберт Фальк. Базар в Костроме. 1909. Чувашский государственный художественный музей
Чувашский государственный художественный музей. Золотая карта России.
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Начиная с 1999 года состоялось 38 выставок проекта «Золотая карта России». В столицу приезжали работы из собраний музеев Калуги, Астрахани, Петрозаводска, Курска, Якутска, Тамбова, Самары, Саратова и других городов. В 2020 году настала очередь На из собрания Чувашского государственного художественного музея. В Москву привезут художников ХVIII – первой половины ХIХ веков — Рокотова, Боровиковского, Тропинина, второй половины ХIХ века — Перова, Крамского, Поленова, Левитана, начала ХХ века — Серова, Грабаря, Юона, Петрова-Водкина, Серебряковой, Фалька.
12 марта – 7 июня
АПРЕЛЬ 2020
Камиль Муллашев. Юность. Часть II. 1978. Из серии «Земля и время. Казахстан». Государственная Третьяковская галерея
Это было навсегда. 1968–1985
Новая Третьяковка
Масштабная выставка (400 произведений живописи, скульптуры и графики, фрагменты фильмов, архивные материалы) - вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству — оттепели, застою и перестройке. Выставка имеет шесть разделов, в которых феномен официального искусства как в кривом зеркале соотносится с феноменами неофициального искусства и альтернативной культуры - «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Сообщества», «История и остановленное время», «Деревня», «Детство», «Исчезновение».
14 апреля – 16 августа
Солонка. 1899–1908 гг. Фёдор Рюкерт. Серебро; чеканка, эмаль по скани, эмаль живописная. Музеи Московского Кремля
Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт. Шедевры русской эмали.
Музеи Московского Кремля
Имя Фаберже только повод рассказать о московском «живописце по эмали» Фёдоре Рюкерте (1851–1918) плодотворно сотрудничавшем и с другими предприятиями, носившими звание поставщиков высочайшего двора (Хлебников, Овчинников, Курлюков, Болин и киевская фирма Маршака).
В ювелирных предметах – перегородчатая и выемчатая эмаль, светящаяся, как средневековый витраж, оконная, эмаль по гильошировке и живописная. Мастера часто украшали свои изделия миниатюрными эмалевыми копиями картин знаменитых художников своего времени. Не забыты и истоки вдохновения ювелиров XIX-XX веков – из собрания Оружейной палаты Московского Кремля - усольские эмали, изделия ювелиров кремлевских мастерских, а также китайских мастеров фарфора ХVI–ХVII вв.
17 апреля – 16 августа
МАЙ - ИЮНЬ 2020
Фёдор Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. Конец 1770-х – 1780-е гг. Государственный Исторический музей
Портреты Фёдора Рокотова в собрании Исторического музея.
Исторический музей
Впервые все произведения Фёдора Рокотова и гравюры по его оригиналам из собрания Исторического музея покажут вместе. Один из главных русских портретистов XVIII века уже удостаивался крупной выставки. В 2016 году его работы, в том числе из ГИМа, показывала Третьяковская галерея. Так что главная интрига - придумают ли кураторы что-то новое или же мы еще раз просто посмотрим на портреты кисти Рокотова и предметы из усадебных интерьеров.
26 мая – 28 сентября
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020
Микеланджело Меризи да Караваджо. Бичевание Христа. 1607. Музей и Королевский парк Каподимонте, Неаполь
Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе
ГМИИ им А.С. Пушкина
Выставка «Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе» пока не имеет точных дат проведения, но в планах заявлена в июле. В Москву привезут 50 произведений живописи и предметы прикладного искусства из богатой коллекции Музея и Королевского парка Каподимонте в Неаполе, в котором хранятся шедевры эпохи Возрождения и барокко. Основа коллекции – работы из собрания Фарнезе (Караваджо, Тициан, Рафаэль, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени и многие другие), а также приобретения династии Бурбонов, правивших в Неаполе в XVIII и XIX веках.
Июль 2020 года
СЕНТЯБРЬ 2020
Мария Якунчикова. Вид из окна старого дома. Введенское. Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер
Третьяковская галерея
Осенью 2020 в Инженерном корпусе откроется выставка Марии Якунчиковой (1870-1902). Это первая, после более ем столетнего забвения, экспозиция покажет творчество выдающегося мастера, которая за свою непродолжительную жизнь сумела создать работы, ставшие слагаемыми европейского искусства рубежа XIX- начала XX веков. Созданные ею офорты не уступают недавно представленным в стенах Третьяковки шедеврам Мунка, а пейзажи, исполненные ностальгии по ускользающей дворянской культуре - станут своего рода предвестниками звуков той "лопнувшей струны" в чеховском "Вишневом саду", ознаменовавших собой смену эпох. Особенно интересны произведения Якунчиковой, посвященные детям - это эскизы к Азбуке, и игрушкам, а настоящим открытием станут несколько панно, выполненных в технике выжигания по дереву, совсем "не женской" по своей сути технологии.
Сентябрь 2020 – январь 2021
Константин Кузнецов. Лодки. 1900-е.
Константин Кузнецов.
Третьяковская галерея. Инженерный корпус
О Константине Кузнецове (1863–1936) практически ничего неизвестно в России. Выходец из богатой нижегородской купеческой семьи, он в 30 лет решил, что будет художником. В 1896-м Кузнецов уехал в Париж и на родину больше не вернулся, хотя до конца жизни не менял гражданства. Средства позволяли ему работать, не оглядываясь на арт-дилеров и заказчиков. Кузнецов был неизменным участником важнейших французских выставочных Салонов. За эволюцией его творчества следили художественные критики, ценившие его импрессионистическую манеру, колористическое чутьё и эмоциональность.
Сентябрь 2020 – январь 2021
ОКТЯБРЬ 2020
При дворе российских императоров.
Костюм второй половины XIX –начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа.
Исторический музей
Впечатление блеска и пышности российского Двора, так часто поражавшего современников, во многом достигалось благодаря богатым и изысканным нарядам монархов и придворных. Вот почему основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии - церемониальные парадные платья, придворные и военные мундиры, вечерние, визитные, утренние, прогулочные ансамбли и аксессуары.На выставке будут показаны церемонии и праздники блестящего Русского двора эпохи Александра III. В 2014 году выставка проходила в Санкт-Петербурге и вот спустя шесть лет добралась до Москвы.
13 октября 2020 –16 февраля 2021
Каспар Давид Фридрих. Мечтатель (Руины монастыря Ойбин). Государственный Эрмитаж
Романтизм. Мечты о свободе
Новая Третьяковка
Исследовать мятущуюся душу настоящих русских и немецких романтиков будут с помощью художественных собраний Дрездена. Произведения Каспара Давида Фридриха, Карла Густава Каруса, Иоганна Овербека будут соседствовать с полотнами Александра Иванова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова. Чтобы дать возможность увидеть романтизм глазами человека XXI века, выставку дополнят произведениями современного искусства (группа «Синий суп», «Провмыза», Ольга Чернышёва), которые помогут зрителям лучше осознать уникальность романтизма как вневременного явления. За архитектурный проект экспозиции будут отвечать работающие с эстетикой света художники Джеймс Тарелл и Олафур Элиассон.
20 октября 2020 – 28 февраля 2021
Роберт Фальк. Солнце. Крым - "Козы". 1916. Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк.
Новая Третьяковка
Роберт Фальк (1886–1958) — один из лидеров авангардного объединения «Бубновый валет», знаковая фигура в художественной жизни периода оттепели. В 1992 году в Русском музее состоялсь выставка Фалька, но ее каталог не был издан. Музеи и частные галереи часто включают работы Фалька в экспозицию, поэтому большая монографическая выставка была лишь вопросом времени. Кураторы предлагают проследить весь творческий путь художника— от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х. Помимо Третьяковской галереи, в выставке примут участие московские и региональные музеи, музеи Армении и Чехии, а также ряд частных собраний и фондов.
Октябрь 2020 – 31 января 2021
НОЯБРЬ 2020
Викинги
Исторический музей
Поклонники сериала "Викинги" могут ликовать. Всё что вы не знали о викингах и вряд ли бы узнали из Интернета. Выставка показывает викингов как самых известных воинов, путешественников, торговцев эпохи раннего средневековья, полностью преобразовавших политический и культурный ландшафт Восточной Европы.
В экспозиции - коллекция шлемов, клады серебряных монет и торгового инвентаря, женские украшения и платья из китайского шелка. Впервые покажут результаты новых раскопок Смоленской археологической экспедиции ГИМ: меч, золотые византийские монеты, набор украшений и даже игральные фишки.
24 ноября 2020 – 31 марта 2021
ДЕКАБРЬ 2020
Джузеппе Арчимбольдо. Вертумн (Портрет Рудольфа II). 1590. Швеция, замок Скоклостер
Джузеппе Арчимбольдо и его время
ГМИИ им А.С.Пушкина
Следом за выставкой неаполитанского искусства в декабре откроется еще один проект, посвященный итальянскому искусству – «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Знаменитый мастер «обманок» и «дедушка сюрреализма», повлиявший на Сальвадора Дали, создавал удивительные портреты из овощей, фруктов, животных и книг, которые очень нравились императору Максимилиану II, а потом и его преемнику Рудольфу II.
Работы Арчимбольдо и его современников (80 произведений живописи, графики и предметов прикладного искусства) из музеев Италии, Швеции, Германии, Японии в таком объеме в Россию привезут впервые. Разъяснения по поводу позднего маньеризма XVI–XVII веков узнаем только под конец 2020 года.
Декабрь 2020