Страшные и красивые сказки на Транссибирской магистрали

Фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями. Нач. III тыс. до н.э. – первая четверть II тыс. до н.э. Вознесеновская культура Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

 

Археология, возможно, одна из самых романтических наук, заслуженно популярна у самой широкой аудитории. Невероятные открытия, путешествия и находки вписали археологов – от Генриха Шлимана с золотом Трои и Говарда Картера с гробницей Тутанхамона до Индианы Джонса с Ковчегом Завета – в пантеон героев современной массовой культуры. Неудивительно, что от археологических выставок зритель ждет чего-то масштабного: целый скелет мамонта или саркофаг фараона производят более сильное впечатление по сравнению с менее эффектными и сложными для экспонирования артефактами. Известны случаи, когда удивительные по красоте (но небольшие по размеру) комплекты золотых украшений, найденные в захоронениях, оставляли посетителей выставки равнодушными. Я, конечно, имею в виду зрителя неподготовленного, не являющегося специалистом или страстным поклонником археологии как науки. Выставка «Сны Сибири» (приуроченная к 130-летию Транссибирской магистрали), открывшаяся осенью прошлого года в Историческом музее, успешно справилась с этой проблемой; неудивительно, что выставку продлили до 5 мая.

 

Пластина с изображением медведя в жертвенной позе. VI в. н. э. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей

Организатор «Снов Сибири» – Фонд развития науки и культуры «Таволга» – создан в 2018 году и определяет свою миссию как «сохранение и популяризация культурного наследия России и мира, предоставление возможностей для реализации научного потенциала страны, формирование социокультурной среды». Фонд не впервые участвует в археологических проектах: в 2018 году Фонд поддержал изучение находок, сделанных при раскопках в одной из городских усадеб средневекового Новгорода X–XV вв., а также поддержал организацию первой российской археологической экспедиции в Гватемалу (исследования будут проводиться в рамках проекта «Эпиграфический атлас Петена»).

Транссибирская магистраль, самая длинная железная дорога в мире, объединила Европейскую часть России с Приуральем, Сибирью и Дальним Востоком – и в основу экспозиции выставки легли артефакты, обнаруженные на территориях по пути следования Транссиба. Чтобы не заблудиться на этих археологических просторах, обязательно изучите на выставке карту страны, где с помощью грамотно сделанных видеоэффектов можно сориентироваться – где какой экспонат нашли (а заодно прочувствовать географических размах проекта).

 

 

Отдадим должное дизайну выставки, звуковому сопровождению и световому оформлению (художник проекта – Петр Бирюков): в пространстве погруженных в темноту залов притягивает взгляд фигура прекрасной женщины (аллегория Сибири, ставшая символом выставки), сопровождаемой медведем. Из таинственной полутьмы выступают завораживающе-пугающие глыбы со звериными мордами и человеческими ликами (это копии, в натуральную величину, огромных каменных стел из Енисейской губернии – оригиналы слишком тяжелы для перевозки) и страшноватый «домик мертвых» финно-угорского населения Урала и Западной Сибири (тоже копия).

И, наконец, сами артефакты. Да, они маленькие, но они прекрасны – настоящие сокровища, лежащие на черном бархате окружающей тьмы и идеально подсвеченные. Это пермский звериный стиль (раннее средневековье Приуралья) – бронзовые пластины с зооморфными и антропоморфными существами, удивительные звери раннего железного века Западной Сибири (кулайская археологическая культура), глиняная Кондонская Нефертити  (неолит Нижнего Приамурья, Хабаровский край), «шаманские изображения» Приангарья (ранний железный век Восточной Сибири) и многое другое.

Прорезная пластина с изображением троичного антропоморфного мифического персонажа со звериными и птичьими чертами, стоящего на «ящере». Бронза. VIII-IX вв. н. э. Раннее средневековье Приуралья: пермский звериный стиль
Пермский край, Чердынский район, деревня Усть-Каиб
Чердынский краеведческий музей

 

Отдельный зал занимают произведения современных сибирских художников, интерпретирующих в своих работах археологическое наследие региона: скульптуры Даши Намдакова, в которых переосмысливаются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири; эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева; панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева; работы камнереза Александра Баранмаа; керамику Татьяны Ерошенко, а также бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова. Надо сказать, что диалог «неоархаики» с древними артефактами выглядит совершенно органичным.

 

Безусловно, это удача: выставка, очень грамотно использовавшая достаточно ограниченное музейное пространство, разумно соединившая в себе научную, информационную и развлекательную составляющие, ни на минуту не кажущаяся утомительной, избежавшая злоупотребления интерактивностью или унылой наукообразности, позволившая почувствовать подлинную красоту крайне сложных экспонатов. Будем надеяться, что фонд «Таволга» продолжит свои выставочные проекты – у них хорошо получается.

Произведения из своих коллекций на выставку предоставили Государственный исторический музей, Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

 

Фото: пресс-служба выставки, Инна Пуликова