Ретроспектива Роберта Фалька

В Третьяковской галерее открыли монографическую выставку одного из классиков отечественного искусства ХХ века и лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958). 

 

Из-за пандемии коронавируса выставку перенесли с 2020 года, затем открывали для ограниченного круга, снова закрывали и вот теперь она доступна всем. Всё получилось правильно - в 2021 году будет 135 лет со дня рождения художника и ретроспектива как нельзя кстати. 

 

Показывают 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Это первая ретроспектива такого масштаба, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х, — и показывает многогранность наследия живописца. 

 

Вообще родители прочили Фальку карьеру музыканта или профессию зубного врача, однако полученный однажды поадрок - масляные краски - решил судьбу мальчика.  
В 1905 году Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Валентина Серова и Константина Коровина. Сначала даже не подписывался настоящим именем, используя палиндром Клаф Требор.  А вскоре вообще принял православие из-за первой жены и стал Романом.

Ранние работы Фалька  - солнечные имперссионистические полотна, которые скоро сменит другая направленность. 

Неопримитивизм, сезаннизм и кубизм - всё это проявляется в ярких, несколько гротескных образах периода "Бубнового валета". И хотя выставку бубнововалетовцев 1910 года критика разгромила, Фальк сумел продать там одну картину и на вырученные деньги поехать в Италию.

 

 

С приходом советской власти Фальк обратился к искусству старых мастеров. Новая власть была к нему вполне благосклонна  - небольшая монографическая выставка проходит в Третьяковской галерее, а десять работ художника представили в павильоне СССР на XIV Венецианской биеннале. Фальк преподавал во ВХУТЕИНе, а затем с 1928 по 1937 год жил во Франции и рисовал пейзажи в серых тонах. Но всё-таки он вернулся в Россию. Сталинские репрессии обошли его стороной, после эвакуации в Самарканд во время войны он снова в Москве и получает мастерскую в самом центре - доме Перцова. Тут он тихо работал и жил уже с четвертой по счету женой - Ангелиной Щекин-Кротовой, которой мы теперь обязаны сохранением наследия и памяти о художнике. 

Скандальная слава настигла художника уже после смерти. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев разругал "Обнаженную" Фалька, выставленную на выставке посвященную 30-летию МОСХ в Манеже. Фамилию художника Хрущев не расслышал и долго возмущался "Голой Валькой".  Кстати, натурщицей была модель, позировавшая еще Валентину Серову.  Так что вполне понятно почему Фальк в истории русского искусства считается посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другой. 

 

Новая Третьякова, Крымскмй вал, 10

 

До 23 мая