От икон к метасимволизму

"Рождество в Дмитрове" 2011 год

 

Текст: Любовь Пуликова

 

Старинный город Дмитров, основанный в 1154 году, находится менее, чем в 100 км от Москвы. Всё здесь рядом, вокзал всего в километре от города, а музеи и церкви можно обойти максимум за пару дней. Впечатляет огромный золоченый и резной иконостас в главном храме города - Успенском соборе в Кремле. Собору повезло -  в советское время он не был разграблен, а был объявлен музеем, из-за этого, однако, некоторые произведения были переданы на хранение в фонды отдела Древнерусского искусства Третьяковской галереи в Москве.

Зато здесь осталась уникальная изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» – одно из самых удивительных произведений художественной керамики, которому позавидовали бы и итальянские мастера. Считается, что изразцовую икону создали старицкие мастера в XVI веке!

Масштабный изразцовый рельеф имеет 270 см в диаметре и находится на стене в южной галерее Успенского собора. Раньше полюбоваться рельефом можно было не заходя в собор, но в результате перестройки в середине XIX века он оказался внутри правого придела и слева от иконостаса.

 

Дмитров тесно связан с православной культурой, он даёт вдохновение и необходимую тишину для творчества. Именно здесь, в центре города в доме 1870 года постройки  находится мастерская Рашида Азбуханова, который совместно со своей супругой Инессой работает над удивительными резными иконами.

Евангелист Иоанн Богослов в Молчании, 2000; Богоматерь Державная, 2001

 

Свою творческую деятельность как художник еще во время учебы в Абрамцевском училище им. В.М. Васнецова, Рашид начал в храме, где делал алтарную мебель, киоты, аналои и иконостасы. В Дмитрове у Рашида много лет была мастерская при Казанском храме, который не закрывался в советские годы. В 1989 году Азбухановы начали создавать резные образа Богоматери и святых и, несмотря на то, что религия тогда официально еще была под запретом, они смогли найти заказчиков и покровителей.

 

Резные иконы Азбухановых:  первые - светлые, естественного оттенка дерева, непокрытые краской и кажущиеся как будто созданными из  мрамора и вторые, - тонированные в авторской технике. В творческом дуэте Рашиду принадлежит роль резчика по дереву, а Инесса выполняет роспись и эскизы.

Персональные выставки художников проходили во многих крупнейших музеях России и других стран: в Историческом музее, музее имени Андрея Рублева, Музеях Московского Кремля и Третьяковской галерее. Более 35 современных резных икон, созданных Азбухановыми, и посвященных  христианским святым и евангельским сюжетам, принимали даже в Ватикане!

Рашид и Инесса Азбухановы в своей мастерской в Дмитрове.

 

Сейчас иконы так же занимают важную часть в творчестве художников,  постепенно пришедших к метасимволизму. Сначала к святым образам вводился геометрический орнамент, который  постепенно стал основополагающим в работе, переродившись в отдельное направление, - «метасимволизм», как его называют искусствоведы.

Метасимволизм: "Италия. Рим 2013",  "Россия 1914 год. Первая Мировая война", ""Игра в 4 руки. Невесомость 2011", В мастерской художников
 

Главные элементы на деревянных панно -  это квадрат, круг, треугольник, линия – некие первоформы природы. Узоры орнаментов сочиняются Рашидом достаточно быстро, будто приходят свыше, а Инесса уже добавляет им цвета. Рашид использует трехгранно-выемчатую резьбу по дереву, которая была распространена у многих народов и поэтому на генетическом уровне понятна без объяснений жителям разных стран.

Азбухановы считают, что необязательно показывать, к примеру, весну через призму зеленых листьев и голубого неба, а осень через дождь и золотые листья клёнов. С помощью простых геометрических знаков можно успешно выражать свои чувства и эмоции.

Использование  символов и ассоциаций с цветом – так зритель разгадывает картину в зависимости от своего культурного уровня и знаний. Названия работ иногда служат ключом к разгадке, но часто человек сам может догадаться, о чём произведение, которое находится перед ним.

Такой же принцип заключён и в новой работе – «Оммаж художникам XX века», среди которых легко угадываются ключевые символы творчества Климта, Уорхола, Шагала и других. Попробуйте найти эти символы и разгадать  их – вам точно понравится. 

 

Дмитров - Москва

 

Фото Любови Пуликовой,

сайт azbuhanov.ru