"А это чей портрет?"

На выставке «А это чей портрет?» представлено 70 живописных и графических работ ХVIII–ХIХ веков из собрания Музея Тропинина и частных коллекций.

 

Семьдесят лиц, почти столько же авторов — художников разного происхождения, способностей и социального статуса, из которых сложилось явление, известное как «русская школа». Выставка предлагает внимательно и неспешно рассмотреть элементы, составляющие эту школу, и взглянуть на художников сквозь призму портретного жанра — наиболее капризного, трудного, лукавого, ангажированного, но в итоге наиболее честного, поскольку этот субъективный жанр чаще всего не позволяет художнику скрыть свои намерения, отношение к миру, темперамент и меру таланта. Эта невольная честность открывается зрителю столетие спустя или больше — но искусство никуда не торопится. 

Лампи Иоганн Баптист
Портрет графа Ивана Александровича Апраксина в форме пехотного бригадира Русской императорской
армии.
Холст, масло. Собрание Т.А. Удрас

 

Русские художники XVIII–XIX веков учились жадно. Надо было наверстать все, что русское искусство пропускало вплоть до XVIII века: изобретение масляной живописи, светские сюжеты, смену стилей, профессиональные организации художников, установления академии, соревнования честолюбий. Академики и вольные живописцы, старые приверженцы галантного жанра, молодые романтики и мастера бидермайера — все, кто нашел в себе достаточно энергии, авантюризма, корыстолюбия и любопытства приехать в Российскую империю, становились учителями русских художников, неосознанно помогая создать русскую школу, место которой в европейском искусстве было зарезервировано с рождения, как место дворянского отпрыска в гвардейском полку.

 

Рокотов Федор Степанович
Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами
Конец 1770-х – начало 1780-х
Холст, масло.  Собрание Инны Баженовой

 

Полифонические влияния европейцев, сплетаясь с монотонными, но по-народному внятными мелодиями отечественных талантов, превращаются в причудливый благообразный хор, феномен мировой художественной практики — русскую школу живописи. Основная часть экспозиции — произведения, принадлежащие Музею В. А. Тропинина и московских художников его времени. Половина представленных в пространстве IN ARTIBUS портретов из фондов музея входила в коллекцию легендарного Феликса Вишневского. На выставке можно ознакомиться с работами кисти Василия Тропинина, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского и других. Обрамлением и дополнением государственных сокровищ служат работы из частных коллекций: эталонной коллекции русского искусства Татьяны и Сергея Подстаницких, обширного собрания калининградского мецената Рустама Алиева, элегантной коллекции Татьяны Удрас и семейного собрания московского архитектора Евгения Асса.

 

Тропинин Василий Андреевич
Портрет неизвестного в клетчатом жилете
1847
Холст, масло. Собрание Р. Алиева

 

Директор Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева: «Выставка „А это чей портрет?“ является для нашего музея одним из важнейших событий текущего года.  Символично, что Музей Тропинина был открыт на основе собрания Феликса Евгеньевича Вишневского ровно 50 лет назад. И вот спустя полвека мы получили прекрасную возможность создать в партнерстве с коллегами сложносоставной выставочный проект о тайнах портретной живописи». Произведения из коллекции Инны Баженовой соответствуют сразу нескольким разделам экспозиции.

 

Среди них — каноническая работа Федора Рокотова «Портрет неизвестной с фисташковыми лентами», пастель Алексея Венецианова «Портрет неизвестной с книгой», обнаруженная Ильей Зильберштейном в Париже в 1960-е и вернувшаяся на родину в 2009 году, парные портреты неизвестных супругов, созданные неизвестным художником, и загадочная работа Алексея Тыранова.

 

 

Фонд IN ARTIBUS: Пречистенская набережная, 17 (вход с Курсового переулка)

 

С 4 февраля — 25 апреля 2021 года