«Реквием» в День Победы

  В Ярославле завершился XIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

В майские праздники -  с 1 по 9 мая - один из древнейших городов России – Ярославль принял у себя лучших музыкантов и стал площадкой для многих премьер, хотя концерты шли и в соседних Рыбинске и Тутаеве.

 

В этом году последние дни работы фестиваля были насыщенны как никогда. 8 мая к 800-летию Александра Невского впервые в "Миллениуме" была исполнена опера-кантата «Хроники Александра Невского» написанная композитором Александром Чайковским на либретто Дмитрия Макарова. Масштабная постановка (с мультимедийным колоколом на заднем плане) включает в себя участие симфонического оркестра «Новая Россия» Юрия Башмета, трех хоров — Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» п/р Владимира Контарева, Камерного хора Московской консерватории п/у Александра Соловьева и хора Центрального пограничного ансамбля ФСБ России п/р Андрея Капралова.

Чайковский сделал оперу-повествование, некий музыкально-поэтический рассказ о жизни князя, в которой было не только знаменитое «Ледовое побоище». То есть музыкально отвечает на вопрос «каким он парнем был?», мы узнаем про детство, учёбу, женитьбу, княжение, собственно само Ледовое побоище, хождение за ярлыком , предательство брата, вновь хождение за ярлыком и смерть Александра Невского. У кантаты два рассказчика – актеры Игорь Золотовицкий (рассказчик) и Владимир Кошевой, читавший текст от лица князя. Если Золотовицкий несколько раз оговаривался, то Кошевой был более органичен.

 

Первый раз мужской баритон Игоря Головатенко в роли Невского начинает звучать примерно на 20 минуте с начала действия. Головатенко в опере не так и много, как и Марии Лобановой в роли жены князя – Александры. Всё-таки преимущество у рассказчиков и хора. Хору, возможно, и принадлежит самые запоминающиеся слова кантаты «Время не ждёт, выйди на лёд», а тягостные раздумья князя озвучивает Кошевой: «Кто черную работу будет делать, если не ты? Многим придется пожертвовать, поймут ли русские, но, если бог помилует... Но сначала проклянут».

В конце произведения Юрий Башмет играет специальное альтовое соло, которое не только выделяется из общего звучания кантаты, но кажется очень тревожным перед завершающим торжественным финалом.

В день Победы 9 мая в Собиновском зале Ярославля кульминацией фестиваля должен был стать «Реквием» композитора Кузьмы Бодрова - фактически тоже премьера, ведь при первом исполнении в Москве не было хора.

Юрий Башмет решил начать вечер с весёлой , что казалось сначала достаточно странным выбором, но в итоге оказалось идеально выверенной программой. Нельзя весь вечер играть грустные произведения – зрителя надо подготавливать постепенно. Следом за Россини во главе с солистом Николаем Саченко были исполнены три фрагмента из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского — Pas de deux, Сцена и Русский танец. Редко исполняемый и технический трудный концерт для двух фортепиано с оркестром ля-бемоль минор Макса Бруха великолепно отыграли Ксения Башмет и Андрей Гугнин.  Драматическая и торжественная музыка Бруха подвела слушателей к главному произведению вечера – «Реквиему» Кузьмы Бодрова.

Синтез музыки и слова очень хорошо удавался на этом фестивале. Выбор правильного чтеца – уже половина успеха, не всякий актер, не важно известен ли он или нет – в состоянии по характеру донести с правильной интонацией стихи о войне, и чтобы ему поверили («..Но зачем она им, эта слава, - мертвым?»). Представить на месте Гармаша молодого Александра Петрова или допустим Данилу Козловского – вряд ли им просто поверят. Глубокая, насыщенная музыка Бодрова, лирика Рождественского и чтение Сергея Гармаша, хоровая капелла «Ярославия»  – всё слилось в едином реквиеме по погибшим, воздействовало на слушателей вызывая слёзы и в итоге казалось торжественным и самым правильным окончанием 9 мая 2021 года.

 

Любовь Пуликова

 

Ярославль - Москва

 

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля