«ЛЕВ ИВАНОВИЧ КИЛЬ: профессия – военный, призвание - художник»

Портрет генерал-майора Л. И. Киля. Середина 1840‑х. Луиджи Марта. Бристольский картон, акварель, белила, лак. 16,5 × 13,0. Рисунок из альбома графини Ю. П. Самойловой. Государственный исторический музей

Выставка из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и 20 крупнейших российских художественных, исторических и литературных музеев, архивов и библиотек, частных коллекций, а также Государственного художественного собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden) посвящена творчеству самобытного и незаурядного художника-акварелиста, профессионального военного, участника наполеоновских войн, генерал-майора Льва Ивановича Киля (1789–1851). Впервые в истории рассеянные по миру работы мастера демонстрируются в едином выставочном пространстве.

В историю искусства Л.И. Киль, ученик Дрезденской академии художеств и почетный член Санкт-Петербургской Академии художеств, вошел, прежде всего, как автор серии офортов «Мундиры Российской Армии» (1815–1820), которая и сегодня считается одним из самых достоверных источников информации о вооруженных силах империи начала XIX столетия. Выполненные по заказу Александра I, эти работы сочетают подлинность документа с высочайшим уровнем художественного исполнения. Оказавшись в ближайшем окружении императора Николая Павловича, Л.И. Киль начал рисовать сцены из повседневной жизни царской семьи. Его акварели украсили личный альбом императрицы Александры Федоровны и коллекцию цесаревича, будущего Александра II. 

Среди ближайших знакомых Л.И. Киля был и В.А. Жуковский, чей портрет на берегу Женевского озера так же экспонируется на выставке. Кроме того, посетители увидят официальные и неофициальные изображения императоров Александра I и Николая I, великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича, высокопоставленных военачальников.  Десятки безымянных солдат и офицеров разных родов войск запечатлены на живописных оригиналах и гравюрах знаменитой военной сюиты Л.И. Киля. Здесь же – портреты популярного композитора Джона Фильда, пианистов С. Тальберга и А. фон Гензельта, балерины Марии Тальони. Одна из жемчужин экспозиции – полное чувственной интимности изображение стоящей на пуантах ножки Тальони, украшенное поэтическим автографом князя П.А. Вяземского.

 

Батальные сцены, пейзажи, портреты, шаржи и зарисовки Л.И. Киля, впервые собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность составить исчерпывающую картину о выдающемся даровании Льва Ивановича Киля – военного по профессии, художника по призванию.

 

Государственный музей А.С. Пушкина – Мезонин
(Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская»)

С 27 мая по 12 сентября