Рахманинова собрали в симфоническую коллекцию

Симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского 21 марта сыграл главные симфонические произведения Сергея Рахманинова на московской сцене. День рождение классика в этом году оркестр отмечает серией концертов и вслед за столицей последуют выступления в Санкт-Петербурге и Казани.

 

Послушать симфонии Рахманинова в концертном зале «Зарядье» собрались сотни зрителей – зал был заполнен по максимуму, учитывая все предписания, связанные с пандемией. Конферансье - актер и ведущий Юлиан Макаров не ограничивался простым объявлением музыкальных номеров, а стал полноправным участником вечера блестяще рассказывая о создании того или иного произведения. 

Программа, с которой выступил оркестр доводилась до совершенства десять лет, начиная с Рахманиновского фестиваля. Пандемия 2020 года заставила музыкантов сделать гастрольный перерыв,  который однако дал возможность записать диск. Под руководством  Александра Сладковского Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан осуществил масштабный проект – в августе в рекордные сроки записал четыре диска со всеми симфоническими произведениями великого композитора и пианиста. Это - три симфонии, «Симфонические танцы», фантазия «Утёс», поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ» Рахманинова для лейбла Sony Classical. Звукорежиссёром выступил - Павел Лаврененков - дважды лауреат премии «Грэмми», заслуженный артист России и давний партнер оркестра.

 

Конечно, сыграть в рамках одного концерта все симфонии – невозможно, поэтому на московском концерте публика услышала юношеские произведения Сергея Рахманинова и сочинения, подводящие к главному - Второй симфонии.

 

Первый номер программы – фантазия «Утёс» («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана» Михаила Лермонтова) была написана Рахманиновым в 20-летнем возрасте, когда он был влюблен в генеральскую дочку Веру Скалон. Но социальные преграды оказались сильнее чувств. Строка из стихотворения Лермонтова стала не только эпиграфом к фантазии Рахманинова, она же предваряет рассказ Чехова «На пути» о случайном знакомстве юной девушки и уже немолодого мужчины на станции пока им меняли лошадей. Казалось бы, возникло чувство, и девушка простила бы ему возраст, но сани тронулись и главный герой стоял покрытый снегом, похожий на белый утёс.

 

На втором произведении ­-  концерт для фортепиано с оркестром №1 фа-диез минор, op. 1 к оркестру присоединилась юная Ева Геворгян -  ученица знаменитой Наталии Трулль в Центральной Музыкальной Школе. Несмотря на то, что Еве всего 16 лет, она уже успела поучаствовать в 40 конкурсах, став лауреатом многих из них. Насыщенная и экспрессивная игра юной пианистки воссоздала тот накал чувств, который вкладывал в это произведение Рахманинов, который много лет исполнял эту вещь как солист, постоянно возвращаясь к ней.

 

На бис Ева Геворгян сыграла прелюдию соль минор, нежную и тихую по сравнению с предыдущим произведением.

Второе отделение было отдано Симфонии №2 ми минор, op. 27, прозвучавшей насыщенно и быстро, как и положено в начале на Largo – Allegro moderato и в конце спокойно-плавно и мягко перешедшую в Adagio.

Ведущий Юлиан Макаров рассказал, что в своё время симфонии Рахманинова так очаровали молодого дирижера Евгения Светланова, что, услышав их на улице из репродукторов, он надолго остановился будто загипнотизированный. Позднее он узнал, что в тот Первомай по радио передавали симфонические танцы Рахманинова в исполнении оркестра под руководством Голованова. Эта музыка для него навсегда осталась самой любимой.

В 1990-х годах уже другой человек попал под обаяние второй симфонии Рахманинова на концерте Светланова, с первых нот растворившись в ней. То был Александр Сладковский, который в этот холодный мартовский вечер сумел околдовать всех слушателей бессмертными симфониями Рахманинова.