В Исторический музей на выставку привезли 146 гравюр Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы, 90 предметов для экспозиции взяли уже из своего собрания. Среди листов из собрания Исторического музея есть и известная "Меланхолия", но это светлая, не такая четкая копия, так как доска была очень востребована и постепенно приходила в негодность.
Альбрехт Дюрер был очень разносторонен - он создавал произведения и на мифологические и религиозные сюжеты, портретировал, делал работы на повседневные сюжеты.
Гравюры Дюрера - одна из самым популярных и поэтому исследованных тем в истории печатной графики. Рассказать что-о новое о тиражных и часто выставляемых гравюрах, прибавить к уже известному и опубликованному вряд ли получится (хотя подробные экспликации не помешали бы тем кто не знает все сюжеты "Апокалипсиса").
Остаётся наслаждаться мастерством немецкого мастера, следить за штрихами и линиями, восхищаться продуманностью композиций, которые не всегда точно могли повторить и многочисленные копиисты-итальянцы. Казалось бы - итальянцы, а копируют немецкого художника! О борьбе с плагиаторами, перегравировках Дюрера мастерами XVI в. и крупнейшим гравером М.А. Раймонди, авторском праве и судах в Венеции на выставке отведён целый зал. Интересен раздел с монетами и цитатами из дневников Дюрера про экономическую составляющую его работы - за сколько продал гравюру, за сколько поел и переночевал в гостинице.
Экспозиция хорошо структурирована по разделами и гравированным циклам. У каждого из залов своё настроение, которое возникает благодаря архитектурному проекту Агнии Стерлиговой и Planet9 и даже перетягивает на себя внимание. Золоченые ветки, камни, падающие с неба в зале с гравюрами из Апокалипсиса, синие ребра-волны, выступающие из стен, луна и металлические конструкции. Стерлигова рассказала, что она не отталкивалась от конкретных работ, а брала общий настрой - те же столбы в зале с "Малыми страстями" символизируют лес, особое пространства, через которое человек идёт, петляет и видит разное раскрытие гравюр - видна то одна, то другая их часть.
Зал с золочеными ветками - валежник, неизменный атрибут крестьянского быта, символизирует хлопоты персонажей с гравюр Дюрера, проводящих свои дни в неизбывных трудах. Дополняет инсталляцию шелест колышущихся листьев как некий пасторальный мотив, звук крестьянских будней, проходящих в трудах, звук гуляющего в полях ветра.
Кстати, нынешняя выставка помогла итальянским коллегам в сохранении наследия Дюрера - благодаря спонсорской помощи гравюры были оформлены в паспарту с пониженной кислотностью и в дальнейшем так и будут храниться по возвращении в Брешию.
30 марта - 28 июня 2021 года
Выставочный комплекс Исторического музея Адрес: Площадь Революции д.2/3
Фото shm.ru и Василий Буланов, Planet9