Платки и шали в России XVIII–XXI веков

В Русском музее находится одна из лучших в стране коллекций платков и шалей — шелковых и парчовых, шерстяных и ситцевых набивных, вышитых, кружевных, вязаных.  Значительную часть этого собрания впервые показывают на масштабной выставке «Платки и шали в России XVIII–XXI веков».

В экспозиции более 600 произведений разных видов текстильного искусства, живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 комплексов костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины.

Платки и шали не только интересны как дополнение костюма, они также ярко представляют виды традиционного искусства, с самобытными узорами, разнообразными приемами ручного производства. «Колокольцовские»  шали крепостных мануфактур России начала XIX века, оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки — уникальные явления национальной культуры. Собрание Русского музея ценно также наличием платков и шалей, изготовленных на предприятиях, изделия которых практически не встречаются в других собраниях страны, а также большим количеством предметов, имеющих фабричные клейма. 
 

Через эти вещи кураторы показывают развитие как мануфактурной текстильной промышленности, так и разных художественных центров народного искусства. В коллекции Русского музея много вещей с историей и интересным провенансом - многие экспонаты ранее находились в частных собраниях известных коллекционеров XIX — начала ХХ века, и музеев, прекративших свое существование в начале тридцатых годов прошлого столетия. 

Искусство ХХ века - искусство уже массовое, хотя имена многих дизайнеров история сохранила - авторское кружево, образцы пуховязания, ручной росписи. Современные художественные изделия  представляет  ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» — уникальный пример  сохранения многовековой художественной традиции русского текстильного производства Российской империи. За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась особенная школа, единственная в своем роде, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников, колористов, набойщиков. 

Проследить как менялась отечественная текстильная промышленность  и мода с XVIII до начала ХХI века, какие узоры пользовались неизменной популярностью и постоянно воспроизводились, а какие вещи остались лишь в единственном экземпляре, можно будет в Корпусе Бенуа,-

 

До 11 марта