Эдвард Берн-Джонс

Младший из «Братства прерафаэлитов», Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898 гг.), не снискал скандальной славы соратников, со давая свой зачарованный мир на основе средневековых легенд и античных мифов. Несмотря на большую популярность и цитируемость его творчества, ретроспектива а галерее Тейт Британ– первая за 43 года. 

Известный своими картины, населенными загадочными и отрешенными красавицами из мифов, легенд и библейких сюжетов, Берн-Джонс был пионером движения символистов и единственным прерафаэлитом, достигшим всемирного признания при жизни. Эта амбициозная и масштабная выставка соберет более 150 работ в различных областях искусства, включая живопись, витражи и гобелены, в которых работал художник. По слухам, почти треть работ – из собрания композитора Эндрю Ллойда Уэббера, большого поклонника живописи Прерафэлитов.

Эдвард Бёрн-Джонс прошёл свой путь от аутсайдера британского искусства до одного из самых известных художников конца XIX века. Бёрн-Джонс отверг викторианские индустриальные идеалы, создав заколдованную параллельную вселенную, населенную красивыми и тоскливыми существами. На выставке будут собраны все основные работы за всю его сорокалетнюю карьеру, изображающие рыцарей короля Артура, классических героев и библейских ангелов (Эффектные крупномасштабные картины, такие как «Любовь среди руин» 1870-73 и «Колесо фортуны» 1883). Впервые вместе в залах покажут большие повествовательные циклы художника. Эти огромные полотна являются одними из его лучших и любимых зрителями работ – «Спящая красавица» и не завершенная серия «Персей».

Отсутствие у Берн-Джонса формального обучения изобразительному искусству позволило ему выработать особый и весьма своеобразный подход к живописи, который соединял изобразительное и декоративное искусство. Выставка начинается с его ранних работ, особый акцент делая на его работу в качестве церковного декоратора. Яркие образцы витража, такие как «Добрый пастырь 1857–1861 гг.», показаны вместе с «Поклонением волхвов 1861 г.», масштабным алтарем, созданным для церкви Святого Павла в Брайтоне. Будучи одним из лучших рисовальщиков XIX века, Бёрн-Джонс многое заимствовал у художников эпохи Ренессанса и "Старых Мастеров".

Знакомые лица - чаще всего это друзья и члены семьи художника - часто встречаются в воображаемых мирах Берн-Джонса.  Некоторые из подготовительных рисунков будут представлены в разделе выставки, посвященном уникальному подходу Берн-Джонса к портретной живописи. Его картины «Эми Гаскелл» 1893 и «Леди Виндзор» 1893-95 контрастируют с модными общественными портретами того времени, представляя идеализированные образы с лаконичными композициями и сдержанной цветовой палитрой.

Кураторы Тейт Британ не могли обойти стороной его работу с другим известным художником и декоратором из братства «Прерафаэлитов» - Уильямом Моррисом. Оба художника были приверженцами социальных реформ и стремились работать вместе, чтобы охватить как можно большую аудиторию с помощью красивого и утонченного дизайна предметов. Удивительное «Пиано Грэхем» с росписями Бёрн-Джонса на тему истории «Амура и Психеи» будет соседствовать с богато иллюстрированными книгами, вышивками и масштабными гобеленами -  «Оружие и отъезд рыцарей круглого стола в поисках Святого Грааля» 1890-1894 и «Поклонение волхвов 1894».

 

Тейт Британ, до 24 февраля 2019