Пикассо & Хохлова: от любви до ненависти

В ГМИИ им А.С.Пушкина рассказывают о русской жене Пабло Пикассо

В ГМИИ им А.С.Пушкина в Москве открылась выставка «Пикассо & Хохлова» рассказывающая о взаимоотношениях испанского художника и его первой жены, балерины Ольги Хохловой.

В 2017 году выставка с большим успехом проходила в Национальном музее Пикассо в Париже, оттуда же привезли большую часть работ, другую предоставил фонд FABA, который возглавляет внук художника Бернар Руис-Пикассо.

В экcпозиции — около 200 экспонатов: живопись, графика, монументальные панно, фотографии, открытки и письма. Впервые в России будут показаны неизвестные картины и документы из семейного архива художника.

Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже. Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, «классического» периода его творчества. Сменилась не только художественная манера Пикассо, стало иным и его положение в обществе: вместе с Ольгой они теперь представляли собой светских персон, обретя новый социальный статус. Друзья Пикассо - Макс Жакоб, Гийом Аполлинер уступили место Эухении Эррасурис - богатой чилийке, с которой чету Пикассо познакомил Сергей Дягилев,  Игорю Стравинскому, Жану Кокто, а так же графу Этьену де Бомону, устроителю роскошных приёмов и карнавалов, которые так нравились Ольге.

Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическим искусством. Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, представлен в Белом зале музея. Здесь же портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия».  Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроет домашний мир Ольги, который был полностью посвящен их единственному сыну Полю, родившемуся 4 февраля 1921 года.

Однако темпераментный Пикассо не смог долго быть домашним и послушным мужем и отцом. В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. В его жизни появилось новое увлечение и новая муза  - Мария-Тереза Вальтер, что резко усложнило отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки. История встреч с новой возлюбленной –  в «Мастерской» и «Купальщицах»; перемена отношения к Ольге – в «Метаморфозе»; светские маски и скрытая драма в любительских киносъемках в разделе «На экране». 

Колорит тоже изменился, те работы, в которых присутствует Ольга стали серыми, тяготеющими к глухим тонам, а посвящения Марии-Терезе яркие, энергичные, фигуры часто представлены в эротических позах.

Сложные взаимоотношения Пикассо и его женщин нашла отражение в сюжетах «Коррид и распятий», где художник отождествил себя с быком-жертвой тореро, и, наконец, в «Эросе и Танатосе», где собраны работы, объединенные темой минотавра – тирана и жертвы, – основного alter ego мастера в 1930-е годы.

Пикассо и Хохлова окончательно расстались в 1935 году, когда любовница родила Пикассо дочь Майю. Однако официально женатыми они оставались вплоть до смерти Ольги в 1955 году.