Фюсли. Драма и Театр

Масштабная монографическая выставка мастера «черного романтизма» открылась в Базеле. Искусство уроженца Цюриха Генриха Фюссли  (1741–1825)  на родине понято не было. Зато странные, фантасмагорические полотна в новатор
для XVIII в. стиле оценили в Великобритании, где он  начал писать на шекспировские сюжеты. Его картины
с демонами и призраками, включая знаменитый «Кошмар», до сих пор считаются идеальными иллюстрациями для книг по психоанализу, хотя имя самого художника известно немногим. 

Нынешняя выставка случилась через тринадцать лет после последней крупной презентации работ Фюсли в Швейцарии, в Цюрихе. Семьдесят полотен показывают все грани творчества одного из  самых изобретательных и нетрадиционных новаторов в искусстве конца восемнадцатого века, умевшего сочетать классицизм и зарождающийся романтизм.

Фюсли называл себя художником темного романтизма и «готического ужаса», и этот аспект его творчества до сих пор наиболее знаком зрителям. Смещая фокус, выставка показывает, что драма и театр были не менее важны для его художественного видения: картины Фюсли почти всегда вдохновлены литературными сюжетами, цитируют древнюю мифологию, «Потерянный рай» Джона Мильтона или в то время только что обнаруженную сагу о Нибелунгах. После возвращения из Рима в Лондон в 1779 году пьесы Шекспира стали для Генриха Фюсли еще одним важным источником мотивов в его искусстве, о чем свидетельствует его вклад в Шекспировскую галерею Джона Бойделла.

Кстати, в Лондоне эксцентричного художника за глаза называли «Дикий Швейцарец» в основном из-зв популярности картины "Ночной кошмар".

 

Название выставки «Драма и Театр» - отражает интерес к темам из литературных и сценических произведений, выбранных Фюсли, которые наполняют выставку, но также описывает его динамические композиции, созвездия персонажей и «театральные» приемы, которыми так изобилуют его картины.

Почти семьдесят произведений - пример зрелищного, а также интеллектуально амбициозного искусства, которое Фюсли создавал во время своей жизни в Лондоне.

Работы на выставке происходят из муниципальной коллекции произведений искусства (Öffentliche Kunstsammlung Basel), дополняются картинами из Кунстхаус в Цюрихе, Йельского центра британского искусства, Нью-Хейвен; Лувра; Тейт, Лондон; Музея Метрополитен в Нью-Йорке; других швейцарских и международных музеев и частных коллекций.

Чтобы объединить литературу, театр и изобразительное искусство в творчестве Фюсли в музее, Том Луз, директор «Театра Базеля» вместе с Йонасом Алслебеном создал видеопроекции, вдохновенные персонажами загадочного мастера. К выставке записали аудиогид от лица Фюсли, который сам рассказывает гостям о своих работах и проводит их сквозь ужас ночи. 

 

До 17 февраля 2019 года, Художественный музей, Базель.