Брейгеля разобрали на молекулы

В музее Истории искусств Вены собрали почти всё наследие Питера Брейгеля Старшего

Художественное наследие Питера Брейгеля старшем известно и изучено досконально. Картины "Вавилонская башня" и "Масленица" вспомнят даже те, кто далёк от искусствоведческого образования. 
 

Однако чем хороши, картины старых мастеров? Никогда нельзя быть уверенным, что ты точно понял смысл картины. Казалось бы - известно и расшифровано всё, но нет - открывается еще что-то. Как карты Таро, которые в зависимости от расположения получают иной смысл, так и в картинах Брейгеля один, ранее не слишком заметный персонаж может значительно повлиять на толкование работы.
Музей истории искусств Вены к 450-ой годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525/30–1569) сделал его монографическую выставку, которую в ближайшие десятилетия вряд ли какой другой музей сумеет превзойти. 

Хотя при жизни Питер Брейгель Старший был очень востребованным художником, который устанавливал за свои работы немалые суммы, до нас дошло не так много его картин. Всего около сорока живописных произведений - вот и всё его наследие на данный момент. В Вене показывают 30 картин, то есть три четверти сохранившихся работ маслом, в окружении 60 гравюр и рисунков. 

Выбор в качестве экспозиционной площадки Музей Истории искусств  - неслучаен. Австрийские Габсбурги очень любили картины Брейгеля и старались приобретать их по мере возможности. Так в Венском музее оказалось двенадцать произведений художника.  

Свои работы на время одолжили Музей Прадо ("Триумф Смерти"), "Вавилонская башня" приехала из
Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, "Сенокос" прибыл из коллекции Лобковичей в Праге, "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" выдал музей Оскара Рейнхерта в Винтертуре, а Национальная портретная галерея в Лондоне дополнила выставку "Поклонением волхвов".  А вот с договориться с властями Венгрии не смогли. На месте картины "Проповедь святого Иоанна Крестителя" 1566 года пустое место и красноречивая подпись, - извините, но лицензии на вывоз картины нам не дали. 

Брейгель произвел революцию в пейзажной и жанровой живописи, а его композиции продолжают вызывать разнообразные и противоречивые интерпретации. Брейгель вдохновлялся работами Босха, чьи мрачные фантасмагории даже современному человеку кажутся неприятными. Однако, работы и деревенские персонажи Брейгеля более обаятельны. Художник был одним из первых и чуть ли не единственным, кто перевернул сюжеты с ног на голову. Будь то "Падение Икара" или "Несение креста" - где заглавные персонажи уступают место другим, казалось бы второстепенным героям.

В венском музее работы Брейгеля расположены как в хронологическом, так и в тематическом порядке, что позволяет посетителям изучить как развивалось творчество художника. Но схожие по тематике работы объединены по группам (Триумф смерти" и "Безумная Грета", которые кстати специально были отреставрированы к этой выставке), точка притяжения выставки - соединение вместе Вавилонских башен (из Вены и Роттердама) - так они висели в коллекции Императора Рудольф II.
В смежных комнатах экспозиции - вся техническая и реставрационная сторона картин, там же миниатюрные работы Брейгеля, позволяющие оценить его мастерство в этом непростом виде живописи.

Впервые картина "Христос, несущий Крест" - самая большая работа, сохранившая свой первоначальный формат, показывается без рамы. Сделано это чтобы показать хрупкость деревянной опоры - одну из причин, почему работы Брейгеля стараются на выставки без особенной надобности не давать.

Впервые картина "Христос, несущий Крест" - самая большая работа, сохранившая свой первоначальный формат, показывается без рамы. Сделано это чтобы показать хрупкость деревянной опоры - одну из причин, почему работы Брейгеля стараются на выставки без особенной надобности не давать.

Кураторы разобрали Брейгеля на составляющие. Каждая деталь картины "Битва Поста и Масленицы" объяснена и запротоколирована, расшифрован смысл отдельных сцен. Кстати, традиционное морализаторство и политический подтекст многих работ Брейгея кураторы аккуратно отвергают. Бесчинства испанских захватчиков в Нидерландах - массовые казни и притеснения могли стать аллюзиями на царствование Ирода. Но, вероятно, исследователи просто запутались в интерпретациях загадок и символов, которыми наполнены картины Брейгеля.

К выставке готовились с 2012 года - всё, что обычно скрыто от глаз - технологические анализы пигментов и рентгеновские изображения теперь стали частью экспозиции. Наглядно показано, как проходила реставрация - результат до и после, палитра художника, все пигменты разложены и описаны, есть даже срез дерева, служившее основой картины, интригует и гипсовый слепок руки, точнее целых семь гипсовых слепка руки, держащей кисть - теперь мы знаем под каким наклоном держал кисточку мастер при написании дерева или шляпы. Остались ли еще у Брейгеля загадки? Узнаем лет через 50.

После закрытия выставки 13 января будет функционировать сайт www.insidebruegel.net на котором все желающие смогут детально рассмотреть работы нидерландского мастера и узнать всё о новых исследованиях его картин.

Музей Истории искусств, Вена.