Кокошники, русалки и старообрядцы

Государственный Исторический музей впервые показывает искусство северных территорий России XVII-XIX веков.

Основа выставки "Русский север" – фонды музея, в которые в своё время вошло много частных собраний известных коллекционеров. Некоторые вещи были приобретены еще до революции 1917 года и дополнили экземпляры, найденные в собственных этнографических экспедициях музея. Другие, как коллекция эмигрировавшего художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя Ивана Билибина оказалась в музее по воле случая.

Билибин, творчество которого было вдохновлено сказками допетровской Руси, по заданию этнографического отдела музея Александра III принимал участие в путешествиях по северным территориям –посетил Вологодскую, Архангельскую и Олонецкие губернии. Он фотографировал, зарисовывал, собирал предметы быта, вышивку и народный лубок.

 

У каждого места были свои особенности художественные ремёсла, но в общем край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами и жанровыми сценками, а среди мифических персонажей очень приветствовались изображения львов и грифонов, птицы Сирин и Алконост, русалок.

 

На выставке - витрины с деревянными ковшами‐скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. 

Среди изделий северодвинских мастеров выделяется прялка середины XIX века мастера Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками изображены жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; сцена чаепития за круглым столиком с самоваром и чайником, здесь и изображение льва и единорога, и любимые мастером птицы на фоне пышного растительного орнамента — "травки", характерный для XVII века.

Исторически сложилось так, что только на Русском Севере остался и бытовал костюм допетровской эпохи — традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, а дополнениями служили различные украшения. Самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные венцы. На выставке будут показаны женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века.

Невозможно представить искусство Русского Севера без тесной связи с церковью. В ГИМе представлен точнейший резной "список" образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи. На северной иконописи очень рано, с XIV‐XV веков, отразилось влияние Новгорода, позднее — Ростова Великого, Владимира и, наконец, Москвы. С XVI века формировались и местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как, например, Соловецкий и Антониево‐Сийский.

Великий Устюг был главным центром "северной черни" — своеобразной гравюры на металле. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние стилей в искусстве XVIII‐XIX веков. Так, для XVIII века характерны пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по‐видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени, и творчески переработанные местными мастерами.

 

Особый раздел выставки – искусство Выго-Лексинского общежительства – крупнейшего старообрядческого центра, ставшего началом поморскому согласию. Создаваемые ими книги, рукописи, иконы и предметы медного литья ценились коллекционерами еще во время существования общежительства. В 1856-1857 годах оно было закрыто в рамках правительственной политики борьбы со старообрядчеством. 

Фото пресс-службы ГИМ и Любови Пуликовой