Новое старое русское искусство

АБРАМ АРХИПОВ (1862-1930) «Крестьянки на берегу» 

Коллекция Анатолия Беккермана и его нью-йоркской галереи АВА неплохо знакомы российским любителям искусства – на памяти выставка 2014 года «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман», прошедшая в Пушкинском музее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, а также выставка «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова» из коллекции галереи ABA, которая прошла в Москве в Новом Манеже в 2016 году. Однако новая выставка, организованная галереей ABA – «Шедевры русского искусства из американских коллекций», открывшаяся в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств, не является просто   «закреплением пройденного материала». По словам самого Анатолия Беккермана около 80% работ на выставке – это произведения, которые не показывались в России многие годы, а некоторые из них не выставлялись никогда.

КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861–1939) Портрет Леди, 1930 

На этот раз в Москву привезли около 70 произведений, охватывающих два столетия русского искусства, от Ивана Айвазовского до Олега Целкова и Эдварда Беккермана. Прекрасная возможность изучить художественное наследие русского зарубежья, увидеть работы целой когорты русских художников, чьи работы, вывезенные в свое время из России или созданные за рубежом, помогают заполнить лакуны в истории русского искусства. 

Гигантское полотно (100,5 x 189 см) «Крестьянки на берегу» из знаменитой серии «Торговки»  Абрама Архипова – одного из младших передвижников и основателей объединения «Союз русских художников» можно смело назвать центральным экспонатом выставки (работы из этой серии отличаются крупным форматом, редким для произведений Архипова). 

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1956) Пейзаж с красным домом. Около 1910

Специальный раздел проекта отведен для работ мастеров пейзажной живописи второй половины XIX — начала XX века, среди которых Николай Дубовской, Владимир Федорович, Александр Маковский и Константин Горбатов. И, конечно, произведения Константина Коровина, cреди которых особое внимание привлекает «Гурзуф» (1912 г.) и картины из знаменитой серии «Парижские бульвары».  В этом же ряду – две картины Сергея Виноградова, который вошел в историю не только как пейзажист, но и как консультант известных коллекционеров живописи французского модернизма, Ивана и Михаила Морозовых.

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА (1881 – 1962)
Натюрморт с крабом

Подборка произведений Давида Бурлюка, представленная на выставке, охватывает все его творчество, включая работы японского, русского и американского периодов – это картины художника от ранних кубофутуристских композиций до американских портретов 1920-х годов и экспрессивного натюрморта, исполненного в 1948 году. Особого внимания заслуживает портрет Василия Каменского 1917 года, долгое время считавшийся утерянным.

Рядом – работы других представителей русского авангарда: «Портрет матери» Владимира Бурлюка 1909 года, замечательные по художественному уровню произведения Роберта Фалька, Ивана Пуни, Александры Экстер, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Владимира Баранова-Россине, а также полотно «Суд Париса» (1912) Бориса Анисфельда – наиболее ранняя из сохранившихся работ с изображением мифологических и библейских сцен, создававшихся художником на протяжении 1910-х годов («Сады Эдема», «Суламифь», «Ревекка у колодца» и др.). К началу ХХ века относятся и представленные на выставке натюрморты Бориса Григорьева, сангина Александра Яковлева «Борец сумо», долгое время хранившаяся в семье сестры художника в Париже, редкое для российского зрителя произведение Марии Маревны и два американских пейзажа — «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха.

АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР (1882–1949) Эскиз костюмов к постановке «Дон Жуан» 

Выставка открыта для посещения: 9 ноября – 12 декабря 2021 года

Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств (Москва. Пречистенка, 19). Вход в здание музея возможен только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность.

 

Фото пресс-службы галереи