«Французский вкус князей Юсуповых»

Франсуа БУШЕ. ИСПУГАННАЯ КУПАЛЬЩИЦА. 1736.

 

В музее «Новый Иерусалим» откроется выставка «Французский вкус князей Юсуповых», которая представит крупнейшее частное собрание XVIII – первой трети XIX века, принадлежавшее дипломату, директору Эрмитажа и Оружейной палаты князю Николаю Борисовичу Юсупову и его потомкам. 

 

Сейчас  в российских и зарубежных музея происходит новый виток интереса к истории коллекционирования.  Большинство выставок сосредоточены на периоде второй половины XIX – начала XX века, в частности на собраниях Щукиных и Морозовых, которые стали такими же звездами медийного пространства, как и импрессионисты, авангардисты и фовисты, которых они собирали.

Юбер РОБЕР "СТРАНСТВУЮЩИЕ МУЗЫКАНТЫ". 1801,  "ПЕЙЗАЖ С ОСЛИКАМИ" 1801 . Музей-усадьба "Архангельское"

 

Выставка «Французский вкус князей Юсуповых» рассказывает о раннtq страницы коллекционирования - XVIII веке.

 

Юсуповская коллекция хорошо известна не только в России. Начало собранию князей Юсуповых положил знаменитый представитель семьи, князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Он имел репутацию прекрасного знатока живописи и  был завсегдатаем Салонов в Париже. Князь лично знал ведущих европейских художников своего времени и состоял с ними в переписке, он щедро давал заказы и щедро же их и оплачивал. На счастье Николая Борисовича, наследники не только не распродавали произведения из коллекции, но и регулярно пополняли собрание. 

 

Из "Архангельского" приехало 37 работ, чтобы наглядно показать вкус просвещенного русского коллекционера  — со своими пристрастиями и увлечениями  - краткую  историю французской живописи. Собрание  Николая Борисовича Юсупова сегодня хранится в нескольких российских музеях ("Архангельское", Гмии им А.С.Пушкина, Художественный музей, Хабаровск).

 

Интересно, что французская живопись привлекала Юсупова своим оптимизмом, все персонажи картин умеют радоваться жизни, получают удовольствие от любого занятия - будь то путешествие или обычная стирка белья.

Никола де КУРТЕЙЛЬ. ПОРТРЕТ БРАТЬЕВ КОЛОСОВЫХ. 1819

 

Музей-усадьба «Архангельское» впервые так щедро показывает за своими пределами уникальную коллекцию. В нее входят художники, чьими произведениями не могут похвастаться даже крупные художественные музеи России, такие как Жан Тассель и Арман Шарль Карафф. На выставке будут представлены работы ведущих мастеров французской школы из собрания Архангельского – это Франсуа Буше, Юбер Робер, Клод Жозеф Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и многих других.

 

Также посетителям предстоит увидеть целый ряд картин, ранее не участвовавших ни в одной выставке и прошедших научную реставрацию. Благодаря выставке многие полотна большого формата, которые в исторической экспозиции дворца в Архангельском не всегда возможно рассмотреть с близкого расстояния тут будут хорошо доступны посетителям.

Луиза Элизабет ВИЖЕ-ЛЕБРЕН. ПОРТРЕТ МАРИИ КОЧУБЕЙ

 

Экспозиция выставки состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой юсуповской коллекции. 

Раздел «Воображаемое путешествие», посвященный пейзажам, представит работы французских художников XVIII века Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, а также цикл из трех пейзажей Пьер-Жака Волера, напоминающий о неаполитанских путешествиях Николая Борисовича Юсупова. 

 

В разделе «Под покровительством Амура»  - картины с эротическими сюжетами, в которых знал толк князь Юсупов  Среди них произведения эпохи рококо («Испуганная купальщица» Франсуа Буше, «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона), раннего неоклассицизма («Амур и Психея» Огюстена Бернара), картины с образами томных красавиц круга Жан-Батиста Грёза, одного из самых модных мастеров эпохи.  

 

В разделе «Сцены повседневной жизни» сюжеты варьируются от традиционных «Уроков музыки», связанных с голландской традицией (Маргерит Жерар) до ученых развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения («Электрический опыт» и «Пневматический опыт» кисти Шарля Амеде ван Лоо). 

 

В «Портретной галерее» представлены живописные изображения Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана-Лорана Монье и портреты Луизы Элизабет Виже-Лебрен и Никола де Куртейля, французских мастеров, тесно связанных с Россией и русскими заказчиками. 

Арман Шарль КАРАФФ. КЛЯТВА ГОРАЦИЕВ. 1791

 

В разделе с работами исторического жанра «В поисках античного величия» эффектно сопоставлены монументальная работа художника XVII  века Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» и картина мастера школы Жака Луи Давида «Клятва Горациев» кисти Армана Шарля Караффа, а также написанное Никола де Куртейлем «Похищение сабинянок». 

 

 

Выставка продлится до 28 августа 2022 года.

К проекту готовится печатный путеводитель, серия сувенирной продукции и аудиогид.

 

Фото: Музей-усадьба «Архангельское», предоставлено пресс-службой выставки.