Неделя торгов русским искусством стартует в Лондоне

Какие бы потрясения не происходили в мире, но именно активность четверки британских аукционных домов – Christie`s, Sotheby`s, Bonham`s и MacDougall`s, – вплотную занимающихся русским искусством, их мероприятия и проводимые дважды в год русские торги служат индикатором настроений крупных покупателей, которые определяют ситуацию на рынке

 

Лондонская «русская неделя» в этом году стартует 29 ноября с торгов Christie`s, который сделал ставку на хорошие, известные и проверенные временем имена. Назначенные на 30 ноября русские торги Sotheby's попробуют повторить успех прошлогодних аукционов, принесших в общей сложности $19,3 млн (это больше, чем сумма, которую показали все остальные лондонские аукционные дома, торгующие русским искусством, вместе взятые). Самым дорогим художником «русской недели» обозначен Кузьма Петров-Водкин. Интересно, что его работы – самые дорогие и у Sotheby’s, и у MacDougall’s.  MacDougall’s так же планируют успешно реализовать портреты двух знаковых русских правителей – Петра I и Екатерины II, а Bonham’s покажет, готов ли рынок принять портрет военного работы Валентина Серова.


29 ноября Christie’s

Иван Айвазовский

 

«Генуэзские башни на Черном море» 1895 год

 

£700 000–900 000

 

Иван Айвазовский всегда в топе у аукционов, покупателей и коллекционеров. Из 6000 картин, созданных художником, значительная часть была посвящена его любимой Феодосии и её окрестностям.  Там же написаны и выставленные на торги «Генуэзские башни на Черном море», где изображен участок крепости XIV века вдоль береговой линии Феодосии. Кажется, тут есть все ингредиенты образцовой романтической картины – руины башен, вздымающиеся волны, что бьются о крепостные стены, приближающийся шторм, мистическое лунное сияние сквозь серые тревожные тучи. Неисповедимы пути искусства – картина, хорошо известная и выставлявшаяся при жизни художника, сейчас оказалась в частной коллекции в Калифорнии, где хранилась в одной семье более 40 лет.

Константин Коровин

 

«В саду» 1923 год

 

£500,000 - 700,000

 

 

У Christie`s в топ-лотах хорошо зарекомендовавшие и проверенные имена. Главный русский импрессионист Константин Коровин охарактеризовал эту картину как «фрагмент прекрасного».  Трудно поспорить с художником - улыбающаяся женщина в ослепительно белом платье сидит на скамейке, смелые широкие мазки кисти художника создают почти осязаемое ощущение лета с его характерным теплым светом и воздухом. Эту работу Коровин представлял на нескольких выставках в Берлине, в том числе персональных, что  вызвало большой интерес и отклик публики, а также публикации в прессе.  Художественно-литературный журнал «Жар-Птица» даже выпустил статью о Коровине с репродукцией «В саду» на всю страницу.

Владимир Лебедев

 

«Молодая женщина с букетом» 1933 год

 

£250,000 - 300,000

 

В 1933 году Лебедев создал серию «Молодая женщина с букетом» в которую входило 17 работ, в том числе и эта картина. Он писал юных ленинградских спортсменок, только что сдавших нормативы ГТО. Но это – не портрет конкретного человека, Лебедев создал собирательный образ с некоторым оттенком доброй иронии.  Будучи заядлым футболистом и боксером-любителем, Лебедев искренне радел за современную ему спортивную молодежь. Однако, советская художественная критика имела своё мнение. В 1936 году газета "Правда" опубликовала редакционную статью «О художниках-пачкунах», так что серия с юными спортсменками Лебедевым особенно не афишировалась.


30 ноября Sotheby’s  

Кузьма Петров-Водкин

 

«Натюрморт с яблоками» 1912 год

 

£2 500 000–3 500 000

 

«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина - самый дорогой лот «русской недели». Однако эстимейт оправдан, здесь есть за что просить такие деньги – натюрморт написан в тоже время и в том же месте (имение генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина), что и знаменитое «Купание красного коня». Конь тут уже вполне зримо присутствует хотя и в виде подготовительной работы к самой известной работе Петрова-Водкина.

 

Художник написал почти что «левитирующие» над столешницей яблоки и сумел органично соединить в картине несколько точек зрения. Это обозначило его направление для дальнейших экспериментов, которые он стал разрабатывать в натюрмортах 1920-х годов.

 

«Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ художника, показанных на Балтийской выставке в Мальмё (1914 г.). Однако из-за начавшейся Первой Мировой войны картина смогла вернуться в Россию только в 1950 году. Судя по всему, жена художника в благодарность за установку памятника на могиле Петрова-Водкина на Волковском кладбище в Ленинграде в 1953 году подарила этот натюрморт скульптуру Борису Каплянскому. В его семье картина и находилась до 2000 года. 

Петр Петрович Кончаловский

 

«Натюрморт с чайником и подносом» 1912 год

 

£280 000 - 350 000

 

Ранний бубнововалетовский Кончаловский узнаётся сразу - тут есть все составляющие: грубая материальная форма предметов, темная палитра и чистые цвета, изображения предметов народных промыслов.

На рынке дореволюционнных работ Кончаловского немного. К примеру, этот же поднос художник уже писал двумя годами ранее. Эта работа сейчас находится в собрании Пермской государственной картинной галереи.

Картина хорошо попутешествовала. Первый владелец – юрист Александр Шик купил её на распродаже в Москве, проводившейся в поддержку освобожденных политических заключенных после амнистии, проведенной Временным правительством Александра Керенского в 1917 году. А Шик выступавший против большевиков и позднее попавший в тюрьму, смог выйти на свободу и с коллекцией из 30 картин проехать через Ригу и Берлин в Париж, где и обосновался с семьей в 1933 году.

Алексей Кондратьевич Саврасов

 

«Волга у Юрьевца» 1870 году

 

£800,000- 1,200,000

 

На протяжении 1860-1870-х годов кто-нибудь из русских художников да обращался к теме бурлаков, ставших чем-то вроде символа социальной несправедливости. Писал их не только Илья Репин, но и Василий Верещагин, а для переехавшего в Ярославль Саврасова эта работа стала первой такой крупномасштабной композицией.

 

Больше интересовавшийся природой, Саврасов основной акцент сместил с тянущих баржу бурлаков на дождливый бескрайний пейзаж. Картина была известна при жизни Саврасова, за неё он получил первую премию Московского общества любителей художеств и хорошую прессу. Работа была в коллекции киевского врача Владимира Меринга, но после 1920-х годов её след потерялся. Даже в фундаментальной монографии 1977 года она воспроизведена с предположением, что находится где-то во Франции. Так и оказалось, но каким путём она туда попала - неизвестно.


1 декабря Bonham’s 

Валентин Серов

 

«Портрет военного» 1911

По запросу

 

С одной стороны, у аукционного дома Bonham’s – несомненная удача – заполучить и выставить на торги загадочный «Портрет военного» кисти самого Валентина Серова. С другой стороны, цена только по запросу, а выставлявшийся два дня в Историческом музее портрет у многих оставил двойственное впечатление – точно ли писал Серов? И почему датированный 1911 годом портрет изображает офицера Первой Мировой войны, когда художник умер как раз в 1911 году? Однако полотно официально признала Государственная Третьяковская галерея и её эксперты. В 2015 году, отстояв в знаменитой «Очереди на Серова», можно было увидеть и этот портрет на монографической выставке среди других бесспорных работ мастера. 

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ ИЗ СЕРЕБРА И ЭМАЛИ ГИЛЬОШЕ

 

Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, гр. 1890-е годы

£40 000–50 000

 

Вероятно, ни один аукцион русского искусства не может обойтись без продукции фирмы Карла Фаберже. Однако тут случай иной: автор изящных гильошированных часов - Михаил Перхин – ведущий мастер в Санкт-Петербурге, создатель большей части Императорских пасхальных яиц Фаберже. Обычные заказы ему не поручались, так что хотя владелец и происхождение этих часов неизвестны, эстимейт свой они вполне оправдывают.

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ

 

«Интерьер» 1920-е годы

£ 70,000 - 90,000

Введенская улица в Санкт-Петербурге – последний адрес Кустодиева. Здесь художник жил с 1915 по 1927 год. Скорее всего, интерьер собственной квартиры в этом доме он и изобразил на этой картине – любимые стулья красного дерева присутствуют и на других его полотнах.  Самое примечательное здесь - приём картина в картине - тут и портрет дочери Ирины, и стилизованные, упрощенные до основных персонажей, версии работ Кустодиева, написанных между 1910-ми и 1920-ми годами. Несмотря на тяжелую болезнь, Кустодиев продолжал писать только яркие оптимистичные и уютные картины. 

1 декабря MacDougall’s

Дмитрий Левицкий Портрет императрицы Екатерины II.


Письмо Екатерины Великой графу Петру Александровичу Румянцеву о вакцинации от оспы, 20 апреля 1787 г.

 

£800 000–1 200 000

 

Интересный ход сделал аукционный дом MacDougall’s решив продать одним лотом прекрасный портрет императрицы и актуальное по нынешним временам письмо о необходимости вакцинации. Странно, что о медицинских преобразованиях Екатерины II вспомнили только сейчас.  Один из важнейших русских портретистов XVIII века Дмитрий Левицкий создал около двадцати изображений императрицы, однако нет никаких свидетельств, что Екатерина когда-либо позировала ему лично. В соответствии с распространенной практикой, художник при работе над своими композициями использовал шаблоны «гарантированные на высшем уровне». Известно так же, что натурщицей вместо венценосной монархини часто выступала жена художника. Портрет находится в Москве, так что вопрос с вывозом в другую страну покупатель будет решать самостоятельно. 

Яна Купецкий

 

«Портрет Петра I» совместно с официальным Русско-Прусским договором 1714 года.

 

£600 000–900 000

 

Прижизненный портрет Петра I был написан Яном Купецким в 1711 во время пребывания императора в Торгау по случаю свадьбы царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией. Купецкий, наслышанный о крутом нраве российского царя сначала боялся его писать и даже отказывался от заказа, но впоследствии создал несколько его портретов. Из-за своей болезни живописец не смог их передать русскому послу. В письмах к царевичу Алексею Петр I неоднократно напоминал о них и требовал немедленно прислать «персоны мои». Однако портреты не были привезены в Россию и остались во владении брауншвейгских герцогов. 

Сейчас портрет находится в том же частном московском собрании, что и портрет Екатерины II.

 

Идущий как дополнение к портрету документ не менее важен – на нём не только объявление, что к России переходят завоеванные у Швеции земли, в частности Карелия с городами Нарвой и Выборгом и Эстляндия с городом Ревелем, но и подлинная подпись Петра I.

КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН

 

Орфей. Середина 1900-х гг.

 

£1 000 000–2 000 000

 

Кузьма Петров-Водкин и у MacDougall’s снова оценён как самый дорогой художник русской недели. Раннее символисткое полотно, которое вполне можно принять за работу Михаила Врубеля, написано Петровым-Водкиным во время увлечением греческим мифом из-за смерти возлюбленной художника Елены (Лели) Можаровой от скарлатины в 1905 году. Когда впоследствии он познакомился и женился на Марии Йованович, то в письмах свою жену он называл Эвридикой, а себя ассоциировал с Орфеем, снова нашедшим любовь. В 2013 году полотно продали за 30 млн рублей в ходе торгов московского аукциона «Кабинет». Тогда владельцы рассказывали о том, что они приобрели многократно уцененную картину в комиссионке за 30 рублей в 1961 году. Очень интересно будет оценить рост инвестиций в картину не самого характерного Петрова-Водкина и не только за девять, но и за шестьдесят лет.