Крайне актуальный антиквариат

 

Аукционный дом MacDougall`s показывает в Москве топ-лоты аукциона, неожиданно оказавшиеся очень злободневными.

 

Императрица Екатерина II и организованная ей кампания вакцинации против оспы стали главными героями предаукционной выставки аукционного дома MacDougall`s, которая проходит сейчас в Москве, в усадьбе Зубовых на Таганке. «Портрет императрицы Екатерины II» работы Дмитрия Левицкого (неоднократно участвовавший в музейных выставках) и письмо самодержицы всея Руси о необходимости вакцинации (1787 г.) выставлены на торги одним лотом (эстимейт 800 000–1 200 000 ф. ст.).

 

Уникальность письма Екатерины II заключается в том, что это первый известный нам документ о первой в России кампании по вакцинации.  «Между прочими предметами должности… одним из главнейших почитаться должен заведение прививания», пишет Екатерина во время своего путешествия в Крым генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву и подробно объясняет, как организовать вакцинацию на государственном уровне - ибо без вакцинации «великий вред особливо в простом народе», пишет она.

 

Эпидемии оспы веками не щадили ни крестьян, ни королевских особ. Достаточно вспомнить, что именно от оспы умерли русский император Петр II и король  Франции Людовик XV. "Стыдно Французскому королю, в XVIII столетии, умереть от оспы", написала Екатерина Великая по этому поводу своему постоянному корреспонденту Мельхиору Гримму 19 июня 1774 г. Сама же Екатерина II, просвещенная монархиня, по достоинству ценившая достижения науки, привилась от оспы еще в 1768 году; вслед за ней наследник – Великий князь Павел Петрович, а спустя тринадцать лет внуки Екатерины – Александр и Константин.  Императрица писала королю прусскому Фридриху II: «…Мне советовали привить оспу сыну. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя. И как ввести оспопрививание, не подавши примера?»

 

Из той же коллекции, что и портрет Екатерины II – еще один «сдвоенный» лот: редчайший прижизненный «Портрет Петра I» Яна Купецкого можно купить совместно с официальным Русско-Прусским договором 1714 года, подписанным лично Петром I. Согласно этому уникальному государственному документу к России переходили завоеванные у Швеции земли, в частности Карелия с городами Нарвой и Выборгом и Эстляндия с городом Ревелем. (эстимейт 600 000–900 000 ф.ст.).

 

Портрет был написан Купецким на три года ранее в 1711 во время пребывания императора в Торгау по случаю свадьбы царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией. Прижизненные портреты Петра I – большая редкость, их нет даже в московских музеях. 

 

Всего на выставке представлено более тридцати произведений русских авторов XIX–ХХI веков.

 

Огромное полотно «Вид Венеции» Александра Мордвинова, с тающей в дымке венецианской лагуной,  безусловно привлечет поклонников классической живописи, тем более, что оценено оно в 150 000-300 000 ф.ст., что относительно недорого, особенно если сравнивать с ценами на полотна такого масштаба кисти Айвазовского и Боголюбова. Жанровая сцена «Застава на пути свадебного поезда» Владимира Маковского 1888 года, которая, вероятно, выставлялась на XVI выставке Товарищества передвижных художественных выставок  в 1888 г. (450 000 – 600 000 ф.ст.) – великолепный пример творчества художника, отражающий его мастерство в проработке всех деталей композиции и глубокое знание национальных традиций и обрядов.

 

Переливающаяся изысканными оттенками синего картина Сергея Виноградова  «На балконе», 1916 г. (220 000 – 400 000 ф.ст.) является одним из самых значимых произведений российского периода творчества художника (времени его подлинного творческого расцвета); полотно экспонировалось на XIV Выставке картин «Союза русских художников» в 1916-1917 г.

«Орфей», символистская работа кисти Кузьмы Петрова Водкина (сер. 1900-х гг.) выставлен на декабрьский аукцион с эстимейтом 1 – 2 млн.ф.ст.  Стоит вспомнить, что в 2013 году это полотно было продано московским аукционным домом «Кабинетъ» за 30 млн. руб.  Портрет сына Жени работы Зинаиды Серебряковой (из коллекции футболиста Михаила Ромма) оценен в 600 000 – 900 000 ф.ст, также как «Цветы на веранде» Михаила Ларионова.

В разделе советской живописи доминирует полутораметровое полотно Александра Герасимова «Натюрморт с пионами и гвоздикой», 1950-е гг. (250 000 – 280 000 ф.ст.), где царственно-роскошный букет просто подавляет зрителя своим великолепием.  Картина принимала участие в вызвавшей большой резонанс выставке в Государственном историческом музее, организованной к 135-летию со дня рождения художника.

Обращают на себя внимание прекрасная, передающая атмосферу времени работа Александра Осмеркина «Теплоход на Неве близ Адмиралтейства, Ленинград», 1945 г., (50 000-85 000 ф.ст.) и нежный, прозрачный пейзаж кисти Исаака Бродского «Новолуние», 1912 г., (150 000-200 000 ф.ст.). Также на выставке представлены работы  Р.Фалька,  К.Юона, К.Горбатова, Ю.Пименова, К. Зданевича, В.Вейсберга, О.Васильева, И.Чуйкова,  Б.Орлова, Л. Пурыгина и др. 

Аукцион MacDougall`s, на котором будут проданы эти работы, состоится в Лондоне 1 декабря. Всего на аукционе русской живописи MacDougall’s представлено более 200 лотов выдающихся российских мастеров.

 

Выставка в Москве (Усадьба Зубовых, Солженицына,9, стр.1) открыта до 30 ноября,

понедельник – пятница, 12:00 до 17:00

 

Вход бесплатный.