25 марта 2020 года был опубликован указ Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), который положил начало длительному периоду нерабочих дней.
Мы публикуем серию интервью с участниками арт-рынка, чтобы узнать – как они провели месяц карантина/самоизоляции, выйдем ли мы с карантина «в совершенно новую реальность» и что вообще ждет отечественный арт-рынок.
На вопросы ИННЫ ПУЛИКОВОЙ для ART-AND-TRAVEL.RU ответил коллекционер Максим Боксер.
- Как на вашу работу, на ваши планы повлиял введенный режим «нерабочих дней»?
- Учитывая, то, что я совершенно не компьютерный человек и не человек соцсетей, то режим самоизоляции повлиял радикально – я работаю сейчас по 24 часа в сутки. Мой новый проект «Шар и Крест»* возник для меня совсем неожиданно и с тех пор держит меня в приятном напряжении. Зная, что моя работа нужна, я получаю от нее большое удовлетворение и делаю ее с радостью. Мне приятно, что задействовано много людей, что они нашли в «Шаре и Кресте» психологическую поддержку, а кто-то получил материальную возможность существовать.
(Справка: «Шар и Крест» – группа на Facebook, участники которой могут как выставлять на продажу свои произведения или произведения из своих коллекций, так и совершать покупки. Особенность группы – ограничения по цене: первоначально произведения живописи и графики можно было выставлять по цене до 5 тыс. руб. В настоящее время графические работы можно продавать по цене до 10 тыс. руб., живописные – до 20 тыс. руб. Разумные правила и ценовая политика привлекли в группу (на момент публикации интервью) более 4800 участников – Ред.)
- Как возникла сама идея проекта «Шар и Крест»?
- 3 апреля я проснулся с мыслью, что надо сделать группу в Facebook и постараться собрать там людей, объединенных цеховой солидарностью. Людей, которые всегда стремились к какому-то единению, интересовались, что делают их друзья и коллеги. «Шар и Крест» стал, по сути, перманентной выставкой, потому что мы видим ленту в основном свежих произведений, которые создаются в период самоизоляции. Разных художников волнуют разные вопросы, у них различные техники, сюжеты.
То, что происходит в группе – это безумно интересное явление, которое, я думаю, заслуживает научного анализа и станет предметом изучения. Мне кажется, что среди участников группы попутно сформировался некий рейтинг популярности художников и художественных направлений. Здесь открылось милосердие художников: люди, которые успешны, не нуждаются в больших финансовых поступлениях и могут спокойно пережить этот карантин, вдруг начинают создавать по несколько произведений в день и продавать их в 10 раз дешевле, чем они стоят на рынке, – для того, чтобы поддержать своих коллег и купить их работы. Это поразительно! На моих глазах зарождаются новые коллекции и люди, которые никогда не собирали произведения искусства, начинают коллекционировать!
Согласно условиям группы, продав три работы, участник должен купить одну. В связи с этим многие художники, которые раньше ничего не собирали, начинают покупать (выбрав произведение по своему вкусу и возможностям), и у них вдруг складывается коллекция из нескольких работ, – что очень приятно.
Кроме того, мне очень интересно наблюдать за выбором художников, смотреть, что купила, например, Ира Затуловская. Вот Володя Дубосарский купил две вещи, и на следующий день еще две – мне интересен его выбор. Среди его покупок есть работы почти неизвестных молодых ребят.
- Скажите, а как скоро были совершены первые покупки в этой группе? Насколько интересным оказался формат такой площадки для нашего арт-рынка?
- Первые покупки были сделаны практически сразу после открытия группы. И хорошо видно, что в том небольшом диапазоне цен, который установлен в группе, рынок существует и он активный, и он очень нужен людям. Просто арт-рынок в последние годы был ориентирован на другую группу покупателей. Выяснилось, что в действительности очень много людей хотят покупать искусство. Еще одно наблюдение заключается в том, что существенно больше людей хорошо разбираются и чувствуют искусство, чем нам раньше казалось, и это замечательно.
- Почему такое название – «Шар и Крест»?
Я взял его у Честертона (так же как и название своего другого проекта – «Перелетный кабак»), у него есть роман с таким названием. Не стоит проводить какие-то прямые ассоциации с содержанием романа, но дружба и любовь непримиримых антагонистов, которые есть в произведении Честертона, у нас тоже присутствуют. Кроме того в этом названии есть отсылка к личным символам, к работам Малевича (на логотипе группы как раз Малевич). И потом название четкое, легкое и сразу запоминающееся.
- Что у вас происходило в последний месяц за пределами этого проекта?
- Прямо перед карантином мы открыли выставку «Мечты коллекционера. Wish List Максима Боксера» у Инны Баженовой в фонде In Artibus. Выставка очень сложная и для меня очень важная, там представлены все сферы моих интересов. Но, к сожалению, пока выставку почти никто не смог посмотреть. Эта выставка состоит из метаморфоз, из нескольких частей, которые сменяют друг друга. Мы должны были открыть ее в марте, а 15 апреля – открыть французскую часть моего собрания, воплощение моей мечты (я беру недостающую вещь у других коллекционеров, у Инны Баженовой, например). В мае по плану мы должны праздновать день рождения Малевича и показывать его работу из собрания Валерия Дудакова, состоится ли это?...
К выставке мы сделали видеопроект и продолжаем его, несколько раз в неделю выкладываем на странице Facebook, рассказываем о выставке и об отдельных произведениях. К выставке я записывал аудиогид и сейчас его расшифровки и несколько видеобесед можно прочитать на нашей странице в Facebook, первая – с куратором фонда In Artibus Еленой Руденко, вторая – с Сергеем Хачатуровым, третья – с моим другом, художником Иваном Лунгиным, четвертая – тоже с моим другом, куратором Владиком Ефимовым. Мне очень помогает со всей технической частью моя помощница, которая делает видеопроект – Мария Бавыкина. И еще студенты школы Родченко готовят свой проект (это часть выставки, посвященная современному искусству), мы надеемся, что летом он всё-таки состоится.
- Какие у вас прогнозы – как у галериста, коллекционера – по поводу будущего нашего арт-рынка?
- Мне кажется (и об этом много говорят), что мы очнёмся в совершенно другом мире. Каким он будет – не знаю; многим придется измениться, но тяга и любовь к искусству останется непобедимой. Уверен, что искусство будет одним из самых важных элементов, который будет спасать людей эмоционально, психологически. И я хочу верить, что искусство будет еще важнее и востребованнее.
Фото: архив Максима Боксера