Для художника возможность самовыражения есть всегда

Во время режима самоизоляции никто не ждет активности от художников, работающих с public art. Но Марина Звягинцева сделала в Подмосковье проект «ВМЕСТЕ!» и рассказала о нем Инне Пуликовой и ART-AND-TRAVEL.RU

 

 

- Public art оказался наиболее уязвимым для ограничений, связанных с эпидемией. Как вам пришла идея – именно сейчас – сделать классический «уличный» проект?

 

- На это лето у меня было запланировано много проектов. Один из них должен был состояться в Венеции, он первым и отменился в марте, когда в Италии начались проблемы с эпидемией. Оставались договоренности с Царицыно и другими площадками. Но когда закрылись все парки и когда ограничили возможность прогулок, стало понятно, что паблик-арт в таких условиях существовать не может, поскольку нет возможности для уличного искусства как такового (поскольку выходя на улицу, ты нарушаешь режим самоизоляции).

 

И вот сидим мы на самоизоляции в поселке Григорчиково Московской области, каждый за своим забором. Нас, жителей поселка, много, но мы очень разобщены.  Мы видим соседей через забор, соблюдаем дистанцию, шарахаемся друг от друга, когда гуляем, и эта разобщенность возрастает с каждым днем. И главное чувство, которое мы испытываем сейчас – одиночество. Мы оторваны от своего привычного круга общения, от возможности привычно погрузиться в толпу, можем общаться только с близкими. Чувствуется настоящая нехватка обмена энергиями.

 

Кроме паблик-арта у меня отменился и просто выставочный проект «Запертые чувства», который в апреле должен был открыться в Москве на «Фабрике». Он оказался пророческим: возникло ощущение, что все наши чувства заперты, обнесены забором, мы варимся как в котле и не можем выплеснуть эмоции. А у нас в Григорчиково есть идеальный «общественный» забор, отделяющий поселок от леса; вдоль него все гуляют сейчас – но, по одному. Мы все там бываем, но не видим друг друга. Я подумала, как сделать так, чтобы мы смогли увидеть друг друга, почувствовать, что нас связывают одинаковые ощущения? Как помочь людям выплеснуть свои чувства и одновременно сделать что-то в открытом пространстве? Оказалось, что даже ограничивающие нас (в прямом и переносном смысле) заборы, можно использовать как символ одновременно и разъединения и объединения. В принципе для художника возможность самовыражения есть всегда – только нужно все хорошо продумать.

- Почему вы привлекли к проекту соседей? Работа с непрофессиональными авторами всегда создает дополнительные трудности (это уже не говоря о чисто организационных проблемах). Почему не сделали все сами?

 

Действительно, сначала я подумала, что на этом заборе можно сделать свой персональный проект – разметить сетку для паззла, нарисовать его, используя биотипию, мою новую технику. Да, получилось бы красиво, но ничего не произошло бы – в этом нет единения. Проекты паблик-арт направлены на то, чтобы менять среду; не просто украшать, а в первую очередь изменять ее. Например, можно  изменить атмосферу в больнице, сделать ее игровой вместо трагичной. В пространстве «Фабрики» мой проект «Карта памяти» объединил всех людей, которые там работают, с помощью огромной платы-микросхемы. Собственно проект «ВМЕСТЕ!» в некотором роде можно рассматривать как продолжение «Карты памяти». В обоих проектах совершенно посторонние люди могут объединиться с помощью искусства: через него они видят присутствие друг друга.

У меня было опасение (поскольку художник у нас в поселке один, и это я), что соседи не заходят участвовать, испугаются, просто потому, что не умеют рисовать. Дети-то точно не побоятся. У них нет страха, а вот со взрослыми сложнее, у них возникает просто ступор перед белым листом. Но у нас был не традиционный холст или кусок ватмана, а фрагмент паззла, который всегда воспринимается как часть игры, и этот игровой момент сломал страх перед рисунком. Так что теперь все с удовольствием самовыражаются, и дети и взрослые. Оказалось, что людям очень хочется участвовать в каком-то общем процессе, выплеснуть свои чувства, эмоции, а еще показать их людям, которые рядом, соседям – и кусочки паззла отлично для этого подошли.

 

- Как взаимодействие с соседями – участниками проекта было организовано технически?

 

- Части паззла у меня уже были – я давно планировала украсить ими свой дом, они были заказаны еще до самоизоляции. Красками нас обеспечил Совет поселка. Мы наладили курьерскую доставку, передавали соседям запакованные фрагменты паззла и краски – все в масках, в перчатках, с соблюдением дистанции. Паззл сделан из ПВХ, он достаточно жесткий, а краски нормально выдерживают плохую погоду. Точно также собирали расписанные фрагменты обратно. И также, соблюдая все меры предосторожности, крепили фрагменты паззла к забору – тут не оказалось каких-то организационных трудностей.

- Как вы «собирали» участников проекта и как жители поселка восприняли вашу идею?

 

- Участвовать в проекте «ВМЕСТЕ!» жителей Григорчиково мы приглашали через сайт поселка и через рассылку. Я думала, что откликнутся максимум домов десять (всего в поселке больше ста домов). Но захотели принять участие семнадцать домов, и забор даже оказался тесноват – мы расположили на нем 36 расписанных фрагментов паззла. Сначала один-два дома попросили прислать фрагменты паззла для росписи, а на майские праздники количество желающих стало нарастать. Мне до сих пор звонят люди, которые говорят: «почему нам паззлы не достались? Мы тоже хотим участвовать!»

 

- У проекта «ВМЕСТЕ!» может быть продолжение?

 

- Сейчас мы использовали 14 метров забора, и – да, я планирую продолжение. Мы разграфили дополнительные 23 метра, забор длинный. Недавно привезли новые фрагменты паззла и восемь домов записались в очередь на разрисовывание, хотя мы еще не давали объявления о новом этапе проекта.

Телеканал «360» приехал к нам в поселок снимать проект, и что меня поразило – сначала они попросили у нас фрагмент паззла. Они сказали, что хотят тоже разрисовать кусочек, и чтобы он висел у нас на заборе.  Совершенно посторонние люди тоже хотят быть вместе в этом проекте. Недавно мы провели онлайн-конкурс в инстаграме: в эфире InArt я рассказывала про паблик-арт и мы разыграли один фрагмент паззла, который можно расписать. Он  уехал в Тулу, и я сейчас даже не знаю, вернется он или нет. Но человек получил кусок нашего забора, и мы ждем его обратно.

Я поняла, что есть у меня проекты, которые хорошо масштабируются. Есть проект «Культурный код», который начался  возле галереи «Ковчег», а потом продолжился на «Фабрике» в виде «Карты памяти». Да, это формат site specific, он свой для каждой площадки, но единой остается форма, подход, большая матрица с вписанным контентом конкретного места. И его можно масштабировать, повторять, он будет меняться, вскрывая культурный код каждой территории.

Проект «ВМЕСТЕ!» тоже может масштабироваться. У нас много заборов и много сообществ, где люди разобщены –  даже жители одного дома. Если сделать такой проект во дворе, то жители разных квартир увидят друг друга через призму искусства. Скорее всего, летом будут еще какие-то ограничения, нужно будет продолжать соблюдать дистанцию и т.д. и этот проект сможет стать хорошей эмоциональной поддержкой для нашего поселка, для людей, уставших от самоизоляции и карантина.

- Рано или поздно закончится самоизоляция, карантин, снимут ограничения – что вы планируете сделать, когда вернется нормальная жизнь?

 

- К концу лета, я надеюсь, все-таки состоится проект в Царицыно, и запланированный четыре года назад проект с «Класс-центром» (московской школой № 686, где директор Сергей Казарновский). Сейчас как раз удобное время: дети учатся дистанционно, потом каникулы и школа может сделать проект на фасаде пока здание стоит пустым. И, конечно, хотелось бы вернуться к проекту в Венеции, который запланирован совместно с Царицыно.

Мне бы хотелось сделать паблик-арт проект в каком-то промышленном городе, типа Норильска. Большой проект, который бы стал центром города – как Cloud Gate Аниша Капура в Чикаго. Я бы хотела создать точку притяжения, проект, который стал бы лицом, символом города, держал бы центр. 

 

Интересно развивать проект «Культурный код», на большой площади (нет, не на Красной площади, там слишком перенаселено) – на огромном спальном районе, где много маленьких культурных центров (библиотек, выставочных залов), которые никто не видит. И положить вокруг них эту карту, сделать их зримыми, чтобы человек мог найти культурное пространство/объекты около своего дома, потому, что маленьким объектам трудно конкурировать с рекламой больших развлекательных и торговых центров. В общем, любому паблик-арт художнику хочется, как говориться, spread everywhere –  захватить как можно больше площади и хочется большого масштаба.

 

Фото из архива Марины Звягинцевой