Как определить коммерческий потенциал произведения искусства?

Как заработать на искусстве, не будучи профессиональным дилером произведений живописи и графики? Профессиональными дилерами в данном случае считаются коллекционеры или антиквары, которые работают с большим потоком произведений ежедневно, держат аукционы или антикварные галереи, где поток работ формирует прибыль за счет разницы цены покупки и последующей перепродажи. Но как предугадать желаемую разницу потенциальному инвестору?  Рассказывает Александр Попов, со-основатель и административный директор НИНЭ им. П.М.Третьякова  

 

В первую очередь, необходимо проанализировать вторичный рынок произведений искусства интересующего автора. В открытом доступе существует целый ряд сайтов, посвященных аналитике аукционных продаж, что позволяет наиболее корректно сформулировать реальную цену на конкретное произведение, и понять тенденцию востребованности этого автора.  

 

Стоит отметить, что произведения искусства невозможно рассматривать как краткосрочную и высоко прибыльную инвестицию. Потенциальный рост цены на работы художников зависит от большого числа временных факторов, поэтому для того чтобы самостоятельно разобраться в тенденции на рынке необходимо будет заглянуть, например  и в выставочный план крупных отечественных музеев – грядущая персональная выставка автора всегда провоцирует всплеск спроса и соответственно рост цен. Необходимо будет поинтересоваться, представлены ли работы этого художника в известных частных коллекциях, занимается ли творчеством этого автора крупная галерея. Оба этих фактора в некоторой степени могут гарантировать более стабильное ценообразование на работы этого художника в случае непредвиденного кризисного спада, так как в коммерческой привлекательности его наследия заинтересованы и крупнейшие игроки антикварного рынка.  

Дополнительно, важно ознакомиться с правовым статусом потенциальной покупки и отсутствием споров между наследниками и правопреемниками (на текущий момент времени можно упомянуть несколько спорных ситуаций, в которых оказались работы известных художников А.Д.Древина и Н.А.Удальцовой, М.Рогинского, Б.В. Щербакова), что безусловно сказалось на их стоимости, а в отдельных случаях и вовсе «заморозило» рынок на этих авторов.  

Следующим этапом должен стать вопрос подлинности произведения. При наличии экспертного заключения необходимо проверить подлинность самого документа, убедиться в соответствии предлагаемой картины выданному экспертному заключению, а также в достоверности, достаточности и проверяемости проведенных исследований, компетенции и репутации специалиста подписавшего документ. При отсутствии экспертизы, обозначить ее проведение условием сделки.  

 

В случае, если весь этот сбор данных дал положительный результат, и инвестор убедился в перспективности покупки и подлинности работы наиболее безопасный способ оформления сделки сопровождается составлением договора купли-продажи. Нарастить коммерческий потенциал последующей продажи поможет участие купленного произведения в различных выставочных проектах, публикациях в каталогах, монографиях и научных статьях посвященных творчеству этого автора. Немаловажную роль при продаже может сыграть экспозиционный вид произведения: качественная реставрация, оформление в багетную раму. Продавать произведение имеет смысл при благоприятной экономической обстановке либо на профильной выставке продаже, к примеру Антикварный Салон, АРТ Москва, COSMOSCOW, или же через крупные аукционные площадки и антикварные галереи. 

 

Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М.Третьякова

http://art-expertise.ru/