Русские художники из коллекции Мирей и Джеймса Леви продадут на Christie's

Из коллекции фонда Мирей и Джеймса Леви
Гриша Брускин (род. 1945) 
«Памятники» Подпись «Гриша Брускин» (внизу справа) 
£60 000-80 000

Сhristie's выставит на торги коллекцию Мирей и Джеймса Леви. Свой вкус, в немалой степени обусловленный египетскими корнями, супруги оттачивали в бесконечных путешествиях – они изучали искусство и архитектуру, неустанно развивали эстетическое чутье. Супруги Леви охотились прежде всего за такими вещами, которые оказывались созвучны их собственным ощущениям, а удачные находки с гордостью и неизменным вкусом демонстрировали у себя в Лозанне, на Манхэттене или во Флориде, в Лонгбоут-Ки. Академическая периодизация их мало волновала: супруги интересовались любыми «первооткрывателями, опережавшими свое время, создателями нового стиля –главное, чтобы их работы доставляли эстетическое удовольствие»: так Мирей и Джеймс объясняли свои принципы коллекционирования в интервью журналу Architectural Digest в марте 1987 года. – «Для нас самое интересное – свидетельства времени в творчестве». 

 

Сочетание формальных поисков и эмоциональной выразительности, напряжение между цветом и формой – вот что придает коллекции Леви неповторимое очарование. Здесь встречаются работы многих классиков ХХ века – от дадаистских силуэтов Жана (Ганса) Арпа до модернистских фигур Барбары Хепуорт и Генри Мура. Помимо поп-гедонизма Уорхола и Вессельмана, в коллекции нашли отражение и другие образчики концептуальных исканий того времени. 

В кругах меценатов они были известны как люди, подарившие Кантональному музею изящных искусств в Лозанне целую серию работ Жана Дюбюффе и щедро пополнившие собрание американских художников в Метрополитене. Кроме того, Мирей и Джеймс увлекались советским нонконформизмом. В их собрании были все главные имена неофициального искусства СССР – Эрик Булатов, Гриша Брускин, Игорь Копыстянский, Дмитрий Пригов, Наталья Нестерова. Произведения этих художников как раз и выставлены на нынешние торги.

 

Главный интерес представляет редкая подборка работ Гриши Брускина – художника, гравера и скульптора, обладающего характерной манерой сочетания еврейских фольклорных мотивов с советской государственной символикой. По сути, Брускин изобрел новый художественный и идеологический язык, самой своей абсурдностью бросающий вызов стремлению государства завербовать искусство на идеологический фронт. Например, в «Памятниках» (оценка: £60 000-80 000) однотипные фарфорово-белые фигурки лишены всякой индивидуальности и различаются только по атрибутам красивой или культурной жизни, которые они держат в руках. Лишенные красок и характерных черт, они символизируют стремление избавиться от любого намека на «инаковость», слиться с толпой. 

 

Сходные идеи отражены и в полотне под названием «Логии. Вариации» (оценка: £30 000-50 000). Как и в других работах этой серии, нечитаемый текст на заднем плане напоминает то ли египетские иероглифы, то ли пропагандистские надписи; на переднем плане единственный взрослый окружен фигурками детей: в руках у них – флаги двух главных соперников Советского Союза, и игрушечные военные кораблики – намек на обостренное противостояние между двумя сверхдержавами во время Холодной войны. Третьему ребенку доверен основополагающий советский лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», который противостоит символу иудео-христианской теологии – пастушескому посоху фигурки справа. 7 ноября 2000 года на нью-йоркских торгах Christie’s одна из работ Брускина из той же серии «Логии» была продана за рекордных 424 тысячи долларов.


В каталог нынешних торгов включен и лист из «Метаморфоз» Брускина (оценка: £5 000-7 000) – здесь, как и в «Вариациях»,  дарственная надпись по-французски на обороте свидетельствует о давних и теплых дружеских отношениях между художником и коллекционерами: «Мирей и Джеймсу Леви от всего сердца / 14 мая 1993, Нью-Йорк / Гриша Брускин».  

Стоит также отметить три графических листа Эрика Булатова c характерными для художника мотивами поп-арта, ироническим текстом и разрывом живописной плоскости. В частности, работа под названием «Живу – вижу» соотносится с двумя известными холстами из той серии «Вот»: «Живу – вижу I» (1982, частная коллекция) и «Живу – вижу II» (1999, Музей искусства авангарда, Москва). Лозунг уходит в небо, растворяясь в перспективе и сбивая зрительские настройки пространства и привычных измерений.

В работе Игоря Копыстянского «Уничтожено», в основу которой положено уже существующее произведение – картина голландского художника Якоба ван Рейсдала «Кукурузное поле на фоне Зейдерзе», художник исследует концепцию присвоения чужого творчества. Тем самым он придал ей новое значение, подвергая сомнению такие понятия, как оригинальность и авторство.

 

Аукцион русского искусства Christie’s 7 июня