Как нам реабилитировать «декоративность»?

Во Всероссийском музее декоративного искусства идет выставочный проект «ОТКРЫТИКА», посвященный 65-летию журнала «Декоративное искусство СССР».

Текст:  Инна Пуликова

 

Сейчас это легенда советской журналистики, об этом издании читают лекции. «Декоративное искусство СССР» – один из самых популярных советских художественных журналов.  Он был создан в 1957 году, в начале хрущевской «оттепели» и ежемесячно выходил до 1993 года (последние два года под названием «Декоративное искусство»). Его первая статья, открывавшая первый номер, называлась «Красоту в жизнь» и формулировала редакционное кредо: поиск и внедрение новых эстетических идей.

Соответствуя своему названию, журнал публиковал статьи, посвященные декоративному искусству СССР и социалистических стран (позднее расширив географию материалов), подробно рассказывал о народных промыслах: от палехских шкатулок  и финифти до лубка, народных игрушек и ковров. Постепенно содержание журнала дополнилось материалами о выставочных проектах, а также о промышленном дизайне (не стоит думать, что в СССР его игнорировали); в круг тем, интересовавших редакцию, вошла эстетика киноискусства, плакатов и афиш.

В Музее декоративного искусства был представлен номер журнала, посвященный 65-летию его создания и – его возрождению, которым занимаются журналисты и авторы арт-проектов Дмитрий Гражевич (продюсер и главный редактор журнала) и Мария Москвичева (заместитель главного редактора и куратор спецпроектов). Сегодня журнал выходит раз в год в печатном виде, сопровождаясь специальным выставочным проектом, который представляется на одной из арт-площадок Москвы.

 

Проект увлекательный и многоплановый, отсылающий к книге «Двойная спираль истории»: Историософия проектизма» философа Карла Кантора, одного из основателей «Декоративного искусства СССР», работам Ксенофонта и Гегеля – кураторам выставки близка идея, что все возвращается, переходя на качественно новый уровень.  В выставочном зале вы попадаете в обстановку редакции журнала 2060-х годов, где только что закончилась планерка, и сотрудники «на минуточку» вышли. В этом будущем в моде 1960-е. На редакционном столе – полосы верстки нового номера журнала и журналы прошлых лет. Перемещаясь по залу, вы видите предметы «из коллекции редакции», которые стали модными в 1960-е годы, не в последнюю очередь потому, что про них написал журнал «Декоративное искусство СССР». В зале есть официальное «место для чтения и отдыха», где можно полистать старые журналы, книги по искусству и дизайну, при этом законно став частью экспозиции.

Авторами проекта и художниками был придуман особый календарь будущего, где каждый день календаря – праздник, которому посвящены соответствующие праздничные открытки (столь популярные в советское время) и, одновременно, художественные работы, на основании которых сделаны открытки. Так появились, создающие бесконечное пространство праздника, День индустриальной оперы, День фужера, День парашютиста, День отпуска, День тарелки, День Луны, День левитации, День микроба, День ковра и т. д. Открытку на День движения, который должен всенародно праздноваться 29 февраля, придумали художники ПанКульт-группы «Петлины». На их открытку с QR-кодом нужно навести телефон и тогда можно увидеть авторов, кружащихся в бесконечной петле времени среди парящих частей формулы кругового движения. 

 

Но и без QR-кодов есть на что посмотреть:  например, на гигантских размеров ковер «Огни строек» (Лидия Колосова, 1967), созданный автором именно как взгляд в индустриальное будущее или на уникальную вазу «Спутник» (Владимир Филатов,1959). Среди работ художников по стеклу того времени – композиция «Сокольники» (Любовь Савельева, 1975), которая смотрится как объемная сюжетная картина, демонстрируя возможности выхода за рамки привычных жанров; а также композиция «Весны цветенье» (Дмитрий и Людмила Шушкановы), созданная в экспериментальной новаторской технике.

В числе других авторов, чьи работы тоже попали в спираль времени: Дмитрий Шорин, Иван Плющ, Лева Рубинштейн, Михаил Молочников, Вера Сажина, Олег Целков, Константин Худяков, Леонид Тишков, Рашид и Инесса Азбухановх, Александр Ростоцкий, Антон Батишев, Наталья Хлебцевич, Михаил Шорохов (дизайн Сергея Белякова), Андрей Митенев, Оскар Качаров, Аладдин Гарунов, Людмила Крутикова, Анна Андреева. 

 

 

Мария Москвичева, заместитель главного редактора и куратор спецпроектов журнала «Декоративное искусство»: «В 2022 году вышел номер, посвященный 65-летию журнала «Декоративное искусство». Это важнейшее, этапное событие для команды, работающей над возрождением издания. Мы хотим не только продолжить выпуск печатной версии журнала, но и создать его диджитал-версию: не просто сайт, а ресурс с архивом истерических номеров, информационным и исследовательским контентом; есть идея сделать VR-версию журнала вместе с художниками, специализирующимися на цифровом искусстве.

Журнал выходит при поддержке Российского фонда культуры, а также благодаря Юлии Вербицкой, замечательного юриста, которая нередко ведет дела в сфере культуры и следит за судьбой журнала «Декоративное искусство»: без ее участия проект бы не состоялся.

Редакции интересна дискуссия о декоративном, поскольку многие годы в искусстве «супержанром» считалась живопись, а все остальное рассматривалось как нечто второстепенное. Но ситуация давно изменилась, сегодня во главе угла идея, и художники выбирают самые разные «инструменты» для ее воплощения, часто те, которые исторически принято считать декоративными. «Декоративное» – это не просто тарелки-чашечки, это среда жизни, это эстетика предмета, которой всегда был посвящен журнал. Нам важно реабилитировать само понятие «декоративность», художественную составляющую среды, окружающей человека».

 

Журнал «Декоративное искусство» получил шанс на возрождение. Продолжит ли новая команда работать под лозунгом «Красоту – в жизнь»? Будут ли редакция увлечена исключительно арт-проектами или она пойдет путем своих предшественников,  интересуясь всем – от народных промыслов и мебели до дизайна космических станций и афиш? Выйдет ли издание из формата альманаха – библиографической редкости, увеличив периодичность печатных номеров и активность в интернете? Пожелаем «Декоративному искусству» успеха и стабильного финансирования.

 

Выставка работает до 22 января 2023 года.

 

Фото: Инна Пуликова