Питер Пауль Рубенс и его мастерская «Коронование Роксаны Александром Македонским» Собрание Владимира Некрасова
В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Подмосковный музей в очередной раз показал, что делать большие интересные выставки даже в сложны для музейного мира условиях, им удаётся прекрасно.
В экспозиции - 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. Ключевым образом экспозиции станет никогда не выставлявшаяся в России работа Питера Пауля Рубенса, чья фигура и творчество стали смысловым центром всего проекта.
Работа «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова иллюстрирует сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве. Картина «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» должна была стать частью серии для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже. Эта картина из частной коллекции наглядно показывает, что если внимательно присмотреться к частным коллекциям, то можно сделать интересный выставочный проект и без помощи западных коллег.
XVII век — золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета, отправным импульсом которого стала фигура Питера Пауля Рубенса. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, он надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса». Этот яркий период мировой истории искусств открывает посетителям выставка в музее «Новый Иерусалим».
В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля Рубенса, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами. Так, например, посетители увидят единственную подписную работу женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.
Корнелис де Вос «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником» Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Многие региональные музеи России обладают отдельными произведениями и небольшими коллекциями работ фламандской школы. Хотя её значительно меньше, чем образцов французской и итальянской школы. Однако, только подчиненные единому экспозиционному замыслу, картины из разных собраний в таком многообразии и количестве обретают характер масштабной, уникальной по своему охвату выставки.
Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».
Также в экспозиции представлены работы из частных собраний Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».
Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» Собрание Валерии и Константина Мауергауз
Вадим Садков, куратор выставки, доктор искусствоведения, профессор рассказал, что «Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии — основная смысловая ось выставки. Другая ее важная задача — исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов».
Выставка состоит из трех основных разделов. Экспозиция раскрывает организационно-деловые и творческие взаимоотношения: с одной стороны, между художниками, учениками и подмастерьями, с другой – между авторами живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами.
Концепция выставки отражает историю формирования нового художественного рынка во Фландрии на протяжении XVII века. Коллекционеры разных уровней, профессиональные арт-дилеры, благодаря которым сформировался свободный художественный рынок и широкий экспорт фламандской живописи – также стали героями этой выставки.
Якоб (Жак) Йорданс «Мелеагр и Аталанта» Екатеринбургский музей изобразительных искусств
В России первые картины фламандских художников появились в начале XVIII века, когда в эпоху Петра Великого начались массовые закупки произведений западноевропейского искусства. Уже во времена царствования Екатерины II Императорский Эрмитаж в Санкт–Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире коллекций произведений фламандской школы. Также полотна фламандцев появились в собраниях аристократических семей: Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и Безбородко. В «Фонтанном доме» графа Николая Петровича Шереметева находилась, в частности, представленная на выставке картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта».
В процессе подготовки выставки отобранные для показа картины были внимательно и всесторонне изучены. Некоторые из них получили новые атрибуции, во многих случаях также уточнены датировки и история прежнего бытования.
В работе над составлением научного каталога приняли активное участие сотрудники региональных музеев — партнеров этого проекта. Выпущенный к выставке каталог расскажет о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России, а также о подходах к собирательству работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех веков.
Экспозиция будет доступна для посетителей до 14 мая 2023 года.