Евгения Микулина: "Мы конструктивизм изобрели, но сами в нем жить не очень хотим"

Евгения Микулина, дизайн-эксперт, владелец портала DesignChat.com и галереи DC Gallery, ex-главный редактор журнала AD рассказала Инне Пуликовой для Art-and-travel.ru о том, в каких интерьерах и домах предпочитают жить русские заказчики и какой антиквариат присутствует в современных домах и квартирах. 

 

Инна Пуликова: Многие наши читатели помнят вас как главного редактора журнала AD (Architectural Digest). Ваши новые проекты также связаны с дизайном и архитектурой?

 

Евгения Микулина:  По образованию я архитектор, окончила МАРХИ, защитила диссертацию по специальности «История садово-паркового искусства». Затем работала в журнале «Проект Россия», с 2001 года – в издательстве Condé Nast, которое тогда запустило русскую версию журнала AD и с 2008  по 2018 год была его главным редактором. Потом формат корпоративного изложения вопросов дизайна показался несколько устаревшим для меняющегося рынка, и я запустила собственный портал DesignChat.com, где мы пишем про все, связанное с интерьерами, про оформление, наполнение интерьера с акцентом на русский рынок. У нас страна  с очень богатым культурным наследием и этим надо пользоваться.

DesignChat.com – это ресурс, в основном b2b, но простым читателям он тоже может быть полезен, как и галереи DC Gallery (design community gallery).  Основная часть нашей аудитории это профессиональные дизайнеры и когда я отбираю произведения искусства, я ориентируюсь на то, что, скорее всего, найдет себе место в каких-то жилых пространствах.

 

- Что такое современный русский дизайн интерьеров?

 

- Важно понимать, что русский интерьерный рынок развивался просто с космической скоростью. Сегодняшний рынок несравним с началом 1990-х; на интерьеры, которые были 20-30 лет назад, смотреть было грустно. Финансовые возможности тогда уже появились, но в смысле рынка это было непаханое поле. Что ввезли в страну – то и ставили в квартиру. Скорость, с которой это изменилось, была невероятной, и к 2005 можно было говорить, что все неплохо.

- Неплохо – что мы имеем в виду?

 

- В первую очередь с пониманием стилистики интерьера. Качество материалов практически всегда достижимо, когда нет проблем с деньгами, а у русских заказчиков давно нет проблем с деньгами. Речь идет именно о «понимании себя» и процесс группового самообразования русских дизайнеров и их клиентов шел очень быстро. Конечно, кто-то упорно остается верен стилю «дорого-богато», но в основном ситуация принципиально изменилась к лучшему.

Если говорить о стиле, то подавляющее большинство интерьеров, которые делаются для живых людей, являются классическими. Совсем сухие, строгие, минималистические интерьеры не очень популярны для жилых помещений.

 

- Что характерно для современного минималистического интерьера и можно ли предположить – кто его выбирает?

 

- В минималистическом интерьере работает архитектурное пространство, потолки, полы. Обычно для него характерно максимально свободное, пустое помещение, где системы хранения скрыты в стены. Цвет пространства скорее белый или серый, присутствуют дизайнерские точечные светильники, может быть один акцентный светильник. Мебель простых геометрических форм, ее мало и она, скорее всего авторства каких-то знаковых дизайнеров ХХ века. Вероятно, присутствует акцентное искусство также современное. Такие интерьеры, могу предположить, скорее будут у какого-то музыканта или коллекционера современного искусства. Иногда это интерьер топ-менеджера из банковской сферы, желающего произвести впечатление на иностранных партнеров.

 

 

- А какие интерьеры популярны в России? Что, по преимуществу, люди заказывают дизайнерам?

 

- Применительно к русскому менталитету есть три-четыре основных популярных типа интерьеров.

Первый, самый сложный – воспроизведение русской усадьбы. Мы видели «золотые» примеры – Екатерининский дворец (в Царском селе под Петербургом – АТТ), видели «жилые» примеры, допустим, усадьбу Мураново. И люди пытаются создать «усадьбу» в своем загородном доме или в большой квартире (особенно в ЖК, квартиры в котором имеют выход на природу). Это стиль дворцовый, роскошный, даже помпезный.

К нему примыкает дачный стиль. Русская, советская дача – это заметный эстетический феномен, который нравится многим людям, и которые его воспроизводят.

 

- Что характерно для «усадебно-дворцового» стиля?

 

- Чаще всего он реализуется в загородных домах, и это не обязательно воспроизведение русской усадьбы, это может быть попытка создать итальянскую виллу, английский загородный дом, французский особняк (особенно, напоминающий о Провансе). Таких построек достаточно много в богатых пригородах, на Новой Риге, в частности.

В «дворцово-усадебной» стилистике мы видим обычно анфиладную планировку (можно представить, как распахиваются двери и в комнату вбегает Наташа Ростова), четкое разделение на общественную и приватную зону. В таких интерьерах обычно присутствуют большие окна (может быть арочные) и роскошные шторы, большие столы, на которые можно ставить вазы и букеты, солидные буфеты, в которых можно не просто хранить, но и красиво расставить фарфор, просторные кухни, на которых можно и завтракать и красиво готовить; возможно, есть винный погреб и выход в сад. Как правило, присутствует входной зал или большая прихожая, вымощенная мрамором или плиткой, после которой, в жилой зоне, начинается паркет. 

- А второй стиль?

 

- Большая городская квартира, преимущественно классического вида: от того, что называют «парижская» квартира, до варианта «московская профессорская квартира» (они похожи по типу). Мы сейчас говорим о квартирах с большим метражом.

Развивают этот стиль (с чуть меньшим метражом) квартиры-«сталинки» и оформление близкое к тому, как были оформлены квартиры в сталинских домах. Это тоже классика, но только чуть «приглушенная».

 

- Что характерно для стиля «классических» городских квартир?

 

- «Московская профессорская» или «парижская» квартира имеют, как правило, высокие потолки и обязательную лепнину; фальшкамин (с настоящими каминами у нас сложно), большие окна, широкие подоконники, паркет, красивые люстры. Книжные шкафы, библиотеку. В таких квартирах нередко делают «акцентную стену» - когда в спальне (чаще всего) за изголовьем одну стену выделяют цветом, обоями, декоративным панно. Если возможно, то появляются окна в пол: создается образ парижской квартиры с окнами на Елисейские поля, или московской – с окнами на бульвар.

На стенах таких квартир либо обои, либо выкраска (от белоснежной до цветной).  В русских квартирах важен и часто присутствует цвет, мы нация цветных интерьеров. Что усадьба, что квартира могут быть наполнены искусством: либо классическим (представим себе «Сирень» Петра Кончаловского), либо современным, радикально контрастным, по отношению к обстановке.

Можно сказать, что в этом типе интерьеров воспроизводится образ жизни не аристократа, а обеспеченного профессионала высокого класса, врача, инженера, ученого – вспомним яркие фигуры такого типа, работавшие на рубеже XIX и XX веков, как доктор Боткин, например. 

 

 

- И как развивается этот стиль в сталинских квартирах?

 

- Сталинские квартиры (вспомним фильм «Летят журавли», советское кино 1950-х годов) это, как правило, белые створки дверей или двери с расстекловкой, круглый стол с льняной скатертью, тоже паркет, светильники – либо классические либо в духе советских 50-х годов, шкафы или полки с книгами…

 

- Можно сказать, что это близко к предыдущему варианту интерьера, но меньше размер, меньше средств?

 

- Сталинские квартиры и эстетика были средством воспроизвести дореволюционную роскошь, но «на минималках». Да, сходство между ними есть, они связаны, но у «сталинок» есть дополнительная привлекательность, которая делает их одним из наиболее популярных типов квартир. С этими квартирами связаны очень сильные воспоминания, ассоциации – в них жили бабушки, родители, в них прошло детство многих наших современников, они часто фигурировали в кино. Этот тип недвижимости очень близок большому количеству людей.

Плюс, у «сталинок» адекватный комфортный метраж – в основном, от 60 до 90 квадратных метров, на который ориентируются люди. Это не студия для молодежи, а вполне комфортное пространство для семьи из 3-4 человек.

 

- А третий стиль?

 

- Я называю это направление в оформлении интерьеров – «в стиле оттепели»: советские 1950-е – 1960-е годы, варианты модернизма (югославского, скандинавского), скорее темная полированная мебель, низкие кресла с деревянными подлокотниками, низкий же журнальный столик, деревянные стенки со стеклом (где у советских людей стоял портрет Хемингуэя), спокойные светильники. Каждый из элементов интерьера соотносится с нашими впечатлениями, опытом, с личными ассоциациями, с кино, которое смотрели в детстве. Такого вида квартиры близки не только людям, у которых действительно бабушки жили в похожих интерьерах, но и те, на которых произвел впечатление фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым.

- Насколько часто в этих интерьерах встречается антиквариат – мебель, картины, предметы интерьера?

 

- Я бы сказала, что они являются необходимой деталью, придающей интерьеру аутентичность. Прекрасно, если сохранился бабушкин комод, который сразу делает квартиру – квартирой «с историей». Но такой условный «комод» есть не у всех, а задача связать – ассоциативно и интонационно – новый интерьер с определенной эпохой, присутствует всегда. Поэтому во всех этих интерьерах появляется антиквариат – пропорционально количеству средств.

Если это усадьба и практически неограниченный бюджет, то мы посылаем дизайнера на аукционы, в антикварные магазины (в том числе и за границу, пока была возможность) – искать, например, мебель буль (от фр. Boulle – мебельный декоративный стиль, названный по имени французского мастера Андре-Шарля Буля, - АТТ), мебель жакоб (от фр. Jacob – мебельный декоративный стиль, названный по имени французского мастера Жоржа Жакоб и его семьи, - АТТ), в  реставрационные мастерские. Заказчики серьезного уровня не очень любят реплики. Они предпочитают или очень хорошую современную мебель, своего рода «антиквариат будущего», или мебель, выполненную конкретно под их интерьер, на основании их идей и эскизов. 

- Что из антиквариата чаще всего встречается в современных дизайнерских интерьерах?

 

- Абсолютный фаворит – большой резной буфетный шкаф фламандского стиля, чтобы верх был со стеклами, фасетками; он сразу делает кухню необычной. Буфеты стиля модерн, ар нуво встречаются реже, а «васнецовские» и конца XVIII – начала XIX века чаще. Бидермейер люди точно не любят – суховат и скучноват.

Очень любят антикварные кресла – и ампирные «с лапами» и более поздние; хорошо вписываются в интерьер стулья.

Еще одна вещь стала приобретать популярность – это ширмы. Они в принципе в тренде, но их стало больше и антикварных тоже. Еще зеркала в антикварных рамах – они всегда уместны. И, конечно, кресла-качалки, очень востребованные на дачах и в загородных домах. Есть интерес и к некоторым элементам колониального стиля, например к мебели, с использованием соломки (спинки кресел, стульев).

Популярны акцентные вещи, все, что связано с шинуазри  (или шинуазери́, от фр. Chinoiserie – китайщина, использование мотивов традиционного китайского искусства, - АТТ) – это стиль нарядный, экзотичный, привлекающий внимание. Поставил такой шкаф  и вроде больше ничего не надо.

Несколько реже встречаются антикварные светильники. По мере «демократизации» интерьера – становится меньше антиквариата и больше винтажа – но второе постепенно становится, как мы понимаем, первым. Ампирная люстра будет странно смотреться в интерьере 1960-х (хотя и  такое бывало). Люди, предпочитающие стиль 1960-х годов с большой долей вероятности люди отправятся в винтажную лавку, где найдут интересный нестандартный предмет.

 

С антикварными («чужими») вещами нередко связываются различные суеверия – на мебель они тоже распространяются?

 

- Да, у некоторых людей есть психологический барьер, что антикварная мебель может обладать чужой энергетикой. Я бы сказала, что антикварные кровати не очень популярны: «не хочу спать на кровати, на которой кто-то умер». Но все остальное приобретается без проблем.

Дома по дизайну Ирины Татарниковой. Фото: Юрий Гришко

- Насколько сейчас популярны интерьеры, оформленные «по каталогу» - целыми гарнитурами?

 

- Что такое полностью обставить дом «богатой» итальянской мебелью? Это как «богато» одеться в одну марку в одежде. Монобрендовый лук (от англ. look – взгляд, образ, - АТТ), монобрендовый интерьер – моветон. Интерьер действительно высокого уровня складывается в равных долях из предметов современных, антикварных, винтажных и созданных по дизайну самого декоратора. Эти четыре составные части могут миксоваться. Приличные люди не обставляют свой дом «с фабрики».

Даже если вы посмотрите рядовую квартиру под сдачу, то в подавляющем большинстве  случаев вы не увидите только каталожные вещи; там все равно будут какие-то выдумки, находки. Это признак зрелости рынка, признак того, что рынок «умный». Могу сказать, что уровень русского интерьерного дизайна сегодня очень высок.

 

- А ковры? Присутствуют ли они в современных интерьерах? Какие покупают – новые или антикварные, большие или маленькие?

 

- Ковры покупают и любят – и большие и маленькие, и новые и старые. У нас сейчас просто ковровый бум. Много производителей, которые делают современные ковры; продавцы винтажных и антикварных ковров тоже хорошо торгуют. Вообще для большинства заказчиков «без ковра – не интерьер».

 

- С какими регионами чаще всего работает DesignChat.com?

 

- Подавляющее количество проектов, которые нам предлагаются для публикации – это Москва и Петербург. Но последние год-полтора очень активизировались регионы. Сочи, Краснодар – это регионы богатые, там идет строительство. Очень хорошо себя чувствует Самара, Уфа. Оттуда присылают проекты  в большом количестве.

 

- Как они на вас выходят?

 

- Мой портал это, все-таки СМИ. Мы говорим: присылайте свой проект для публикации и это может сделать кто угодно – дизайнер, владелец квартиры или дома, все, кто имеют отношение к интерьеру. Но, как правило, присылают проекты дизайнеры: они делают интерьер, делают съемку и хотят показать, что у них получилось.

 

- А что происходит за Уралом?

 

- У нас публиковались квартиры из Челябинска и Красноярска. Там и дальше на восток – большие регионы, для которых может быть важнее публикация на каком-то региональном ресурсе. Но отдельные «ласточки» к нам долетают, и ласточки хорошие.

- Мы говорили об интерьерах. Насколько популярны покупки старых усадеб, домов или постройки (покупки) домов «в старинном стиле», но со своей индивидуальностью – не однотипные «замки Синей бороды» с башенками, которые строятся целыми поселками?

 

 - Да, часто покупают загородные дома в готовом поселке в готовой стилистике, а интерьеры владелец уже оформляет по своему вкусу. Но я знаю примеры, когда сразу строили дома в историческом стиле, немного, но знаю. Популярны постройки в духе итальянских вилл, чтобы была терраса, выход в сад.

Знаю примеры покупок старых домов, усадеб, в которых делали отели, охотничьи домики и дома приемов. Эти здания часто восстанавливали, но это редко была реставрация, скорее в духе «набросаем денег на старый фундамент».

Что касается архитектурных стилей, популярных при самостоятельных постройках, то русские люди любят старину, «как при бабушке». Мы конструктивизм изобрели, но сами в нем жить не очень хотим.

Но то, что сделал в усадьбе князей Куракиных Степановское-Волосово под Тверью бизнесмен и коллекционер Сергей Васильев – это совершенно уникально. Он подошел к реконструкции и восстановлению усадьбы системно, продуманно, с грамотным архитектором и получил замечательный результат.

 

- Вы упоминали про вечную любовь наших людей к дачам. Есть ли примеры сохранения старых дачных строений?

 

- Приобретение дач и их реконструкция – это популярнейшая тема. Важно, что добавляя комфорта внутри, новые владельцы сохраняют внешнюю идею, общий дух, атмосферу. Это мощная тенденция: добавляется или реконструируется водопровод, электричество, интернет, но идет очень бережное обращение с наследием – сохраняется мелкая расстекловка, восстанавливаются лестницы, появляются буфеты, занавески и получается очень комфортная, современная и, в то же время совершенно традиционная «дача-дача». Рост интереса к восстановлению и реконструкции дач связан и с пандемией, поскольку многие оценили возможность жизни на природе и комфортное ближнее загородное жилье.

 

 - Расскажите, пожалуйста, про место, где находится ваша галерея.

 

- Мы практически «у Харитонья в переулке», куда пушкинскую Татьяну Ларину привезли в Москву, «на ярмарку невест»: тетка героини «Евгения Онегина» жила на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков. Это вообще места,  связанные с Пушкиным, в начале XIX века семья Пушкиных жила во флигеле Юсуповского дворца, а недалеко отсюда дом Василия Львовича, дяди поэта.

Что касается нашего здания, то мы сидим в бывшем каретном сарае Юсуповского дворца, палат Волковых-Юсуповых. Княгиня Зинаида Юсупова (мать Феликса Юсупова, участвовавшего в убийстве Распутина) в конце XIX века перестроила исторический особняк XVII века. Новый вид особняка должен был потрясти всю Москву – и потряс: он был оформлен в богатейшем неорусском стиле. Внутри до сих пор сохранились удивительные росписи, там есть даже слоны.

В советское время в палатах находилась сельскохозяйственная академия; наш каретный сарай с небольшим кусочком сада был отсечен от особняка заборами, позже приватизирован и нам достался кусочек, в котором мы обустроили галерею. Мне как куратору нравится показывать искусство не в формате галереи, а практически в жилом помещении, во взаимодействии с мебелью и предметами интерьера – и наше замечательное историческое здание дает такую возможность.

 

- Кстати, а появляется ли в современных интерьерах русский стиль? Пусть не полностью, как в доме Виктора Васнецова, но абрамцевские аптечки, резные шкафы, народные промыслы?

 

- Появляется постоянно и любой из его элементов может оказаться где угодно. Например, абрамцевская аптечка – в детской. Что важно понимать: современные русские дизайнеры и заказчики в принципе люди очень творческие, которые свободно обращаются с материалом, а это признак зрелого рынка. Пресловутый кухонный буфет могут спокойно поставить в ванную комнату. Это нормально. Акцентные вещи, во многом создающие индивидуальность интерьера, встречаются везде; в интерьер «вплавляется» любая «классная штука». Я видела интерьер, где изголовье кровати было сделано из прялок. Павлово-посадские платки и платки Hermes обрамляют в рамы и вешают на стену; платки используются в качестве скатертей, покрывал и отделки абажуров. Ширма, перетянутая старой тканью от сарафана.  Старые самовары, русские народные промыслы, каслинский чугун, хрусталь и стекло из Гусь-Хрустального, фарфор со всех главных заводов – все идет в дело. Покупка кузнецовской тарелки не разорит – и может стать началом классного интерьера.

 

Фотографии: архивы пресс-служб