Не "Криком" единым. Эдвард Мунк приехал в Россию

В Государственной Третьяковской галерее открылась первая в России выставка норвежского гения.

Мы говорим Мунк, подозреваем "Крик" и наоборот. В Москву впервые привезли живописные картины и графические работы норвежского художника. Канонический, постоянно репродуцируемый "Крик" остался в Осло, нам же достался самый ранний, подготовительный рисунок на картоне 1893 года.

Что нам известно о Эдварде Мунке? Его темы - смерть (повлияли смерть сначала матери, а потом сестры от туберкулеза), любовь, мистика, страх, ревность, боль и одиночество. Даже пейзажные мотивы не выглядят у Мунка оптимистичными, а будто хранят страшную тайну. Искусство Мунка- на стыке модерна и экспрессионизма. Пройдя этапы академического письма, импрессионизма, пуантилизма, создания символистских произведений, Мунк выработал особый пластический язык. Художник условил духовное состояние человека накануне и после Первой мировой войны, предвосхитил многие центральные темы, трагические настроения и живописные открытия,  искусства ХХ века.

Задача московской выставки — показать, что Мунк — создатель не только культовой картины «Крик», но и
значительного корпуса работ, определивших тенденции в искусстве XX века, показать их в хронологическом порядке, а так же сделать акцент на поздних произведениях. 

Экспозиция занимает два этажа Инженерного корпуса и включает несколько разделов : «Пейзаж», «Художник и модель», «Портрет», «Автопортрет», «Графика», «Фотография».

В центральном зале — цикл картин «Фриз жизни». Он объединяет знаковые произведения мастера: «Крик», «Танец жизни», «Вампир», «Поцелуй», «Пепел», «Метаболизм. Жизнь и смерть» и другие. Художник называл этот цикл «поэмой о жизни, любви и смерти» и работал над ним более 30 лет.

Мунк писал, что «„Фриз“ задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни». Интерпретация этих работ связана не только с трагическими перипетиями жизни художника, но и с поиском скрытых символов, аллегорий, прямых и завуалированных цитат из произведений мирового искусства и литературы".

Одна из главных сквозных тем выставки — влияние Фёдора Достоевского на формирование мировоззрения и образного мышления художника. Достоевский и Ибсен — любимые писатели Мунка. Книги русского писателя и монографии о нем из находились в личной библиотеке Мунка и их можно увидеть в экспозиции.

Казалось бы при таком наборе тем и странных, мучимых болью и ужасом персонажей, Мунк должен был быстро угаснуть. Однако, художник прожил впечатляющие 80 лет несмотря на алкогольную зависимость и прописку в клинике доктора Даниэля Якосона в Копенгагене.  Наибольшее представление о личности и характере художника дает раздел "Фотографии". Где вы еще увидите такое количество селфи художника или его ню? Постоянно находившийся в бурных любовных отношениях, художник во время ссоры с возлюбленной Туллой Ларсен случайно выстрелил револьвер, коорый искалечил палец левой руки Мунка.

Мунк говорил про своё увлечение фотографией: "Я многому научился у фотографии. У меня есть старая камера, с помощью которой я сделал бесчисленные снимки самого себя. Результаты часто бывали поразительны".

 

Несмотря на то что наследие Мунка очень обширно, в российских музейных собраниях его произведения практически не представлены. Исключение — одна живописная и одна графическая работа, вошедшие в состав настоящего показа, из ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Для Третьяковской галереи ретроспектива Эдварда Мунка является первым этапом долгосрочного «скандинавского проекта», в ареал которого войдут выставки художников из Швеции и Финляндии.

 

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 

С 16 апреля по 14 июля

 

Билеты 600 руб.