Ярмарка антиквариата прижилась в Манеже. Вместе с актуальным искусcтвом

В Москве проходит Russian Antique & Art Fair 2019

Текст Инна Пуликова

Более двух десятилетий любители антиквариата дисциплинированно дважды в год приходили на Российский антикварный салон в Центральный Дом художника на Крымском валу. Поскольку с 1 апреля 2019 года ЦДХ полностью прекратил свою работу, и здание стало частью Третьяковской галереи – теперь коллекционерам и галеристам нужно привыкать к новым местам и к новому расписанию.

 

Значительная часть топовых участников Российского антикварного салона уже второй год весной выставляются в Манеже на мероприятии под названием «Ярмарка антиквариата и современного искусства» / RUSSIAN ANTIQUE & ART FAIR (RAAF), которое организует все та же компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты».  Манеж – площадка, по своему статусу вполне подходящая для арт-проектов высокого уровня, но имеющая серьезный недостаток: расписание выставок здесь может быть в любой момент изменено, если Манеж потребуется занять каким-либо мероприятием государственной важности. Так, увы, произошло в прошлом году и это, естественно, нарушило планы зарубежных участников – все-таки перемещение через границу дорогостоящих произведений искусства планируется сильно заранее. 

Формат RA&AF  хорошо знаком посетителям TEFAF в Маастрихте и BRAFA в Брюсселе – он объединяет классическое искусство и contemporary art (с численным перевесом первого), а также современные ювелирные и дизайнерские бренды. На этот раз на ярмарке присутствуют 47 участников в разделе Antique Gallery, 8 –  в разделе Jewerly Gallery и 9 стендов с работами Contemporary art.

 

RA&AF торжественно открывали два дня, вечерние VIP-просмотры прошли 15 и 16 апреля и продемонстрировали серьезный приток новых посетителей. На этот раз гости ярмарки кроме традиционного выбора спиртных напитков, закусок в кафе и VIP-lounge, обнаружили в Манеже стойки с тихоокеанскими устрицами (по 250 руб/шт), судя по всему вполне качественными.

Знаковые события RA&AF – появление в качестве участника «Галереи Леонида Шишкина» (чего не было долгие годы)  и стенда с названием «Коллекция Некрасова Владимира Ильича». В тематической экспозиции у Леонида Шишкина «Александр Герасимов, главный художник сталинской эпохи»  в первую очередь привлекает к себе внимание полотно  «Половецкие пляски» (1955 г.), которое было представлено в 2016 году на получившей большой резонанс  (и вызвавшей энергичные дискуссии) выставке «Александр Герасимов» в Государственном историческом музее. Цены на работы советского классика в «Галерее Леонида Шишкина» начинаются с 25 тыс.долл.

Несколько лет назад работы из коллекции Владимира Некрасова – основателя сети «Арбат-престиж» можно было увидеть непосредственно на стенах его магазинов. На RAAF весь стенд посвящен работам Гелия Коржева. 


Главным украшением стенда «Собрания семьи Пешич» (Сербия) стало великолепное полотно Филиппа Малявина «Вихрь».
В собрании галереи «Русский авангард 10–30-х гг.» можно найти совершенно музейного уровня  икону  «Богоматерь Одигитрия», созданную мастером круга Дионисия в конце XV века. У «Кардашиди-Арт» привлекают к себе внимание отливающее золотом мощное панно «Амазонка» Георгия Артемова, «Гималаи» Николая Рериха (1937) и с пониманием и вкусом оформленная иллюстрация Василия Шухаева «Два всадника» (1924) к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Галерея «Три века» Андрея Руденцова, помимо крупноформатных работ русских классиков XIX-ХХ века, представляет редкую по качеству коллекцию портретной миниатюры (в том числе с портретами русской императорской семьи). Двадцать миниатюр оцениваются в 300 тыс. долл. В «Бюро «Гамаюн»  можно найти не только прекрасную двухметровую «Физкультурницу» (медь, 1949 г.) работы Матвея Манизера; здесь есть абрамцевская ваза «Летящий демон» (конец XIX в.), выполненная Валентином Серовым. 

Галерея «Веллум» Любови Агафоновой участвует в RA&AF с тематической экспозицией «Сады и парки серебряного века», но кроме этого у «Веллума» есть большое полотно Ивана Шишкина «Сиверская» (1896 г., 800 тыс. долл.), залитый солнцем «Дом на Лазурном берегу» Александра Альтмана (1920-е гг, 25 тыс.долл.) и чудесная работа Константина Сомова «На даче» (1886 г., 25 тыс. долл.). 

На стенде «Кутузовский-24» традиционно богатый выбор русского серебра и хрусталя в серебре.  Коллекцию работ Георгия Лапшина (в том числе лучезарный «Вид из перголы на Ментону», 1945) представляет «Наше наследие»; цены находятся в диапазоне 30-80 тыс. долл. У «Итальянской частной коллекции «Леда» есть шкаф с изображением католических святых и сундук невесты со сценой Благовещения (оба редких предмета – Каталония, XVI век).

Уникальную коллекцию из 70 императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX – начала ХХ века можно увидеть на стенде «Частной коллекции Михаила Суслова».  Там же – отличный портрет «Негр. Париж» (1930-е) Роберта Фалька и нежный «Портрет девушки в желтом берете» (1930-е) Владимира Лебедева.

У галереи «Элизиум» - прекрасная коллекция с работами Филиппа Малявина, Бориса Анисфельда, а в центре экспозиции большое, переливающееся изумрудными оттенками, полотно Андре Ланского «Странник. Беспредметная композиция» (1964 г.).

Галерея «Арт-Союз» представила коллекцию работ Юрия Купера, среди которых большое число театральных эскизов, проектов сценографии спектаклей, эскизов костюмов.  Среди работ Купера, не связанных с театром – крупноформатное полотно «Трава» (2016 г.) оцененное в 30 тыс. долл. Работы молодого автора Марии Хегай у «Арт-Союза» более доступны, в частности «Маска», выполненная в смешанной технике стоит 3 тыс. долл.

Ценителям французского художественного стекла эпохи модерна стоит посетить стенд Дизайн-студии «Инартэкс» - здесь есть вазы  мануфактуры Дома Нанси периода ар-деко, а также редкие произведения Эмиля Галле, Франсуа Декоршемона и Рене Лалика.

Издательство «Слово», хорошо известное благодаря своей популярной «синей» серии альбомов, посвященной крупнейшим мировым музеям, представляет на RA&AF фантастической красоты трехтомник «Сикстинская капелла», выпущенный на русском языке тиражом всего 40 экземпляров (высота каждого тома – около 1,5 м). Общемировой тираж этого проекта – 2 000 экземпляров. Впервые фрагменты легендарных фресок можно увидеть в книге в реальном размере и масштабе 1:1. Стоимость трехтомника (комплект упакован в специальные ящики, общий вес – 50 кг) – 14 тыс. евро. 

 

Музей моды участвует в ярмарке с проектом «Искусство ар-деко в деталях»: детали представлены редкой винтажной бижутерией от галереи «Мальва 2Мальва» и коллекцией волшебных винтажных дамских сумочек (в прекрасном состоянии  и на все случаи жизни) от галереи VintagebagsMoscow. А на стенде ювелирного дома Tarutin – буйство ювелирной фантазии, и, в частности, умопомрачительный коктейльные кольца (которые, как и другие драгоценности, можно делать на заказ, что называется «из своих материалов»).

Сontemporary art на ярмарке  представлено в программе «АРТ МОСКВА» (старожилы, услышав это название вспомнят ярмарку современного искусства, несколько лет, проводившуюся в почившем ныне ЦДХ) , которая объединяет известные галереи: «Триумф», «11.12», Anna Nova, «ЛУЧ», «Эритаж», PA Gallery, «Гридчинхолл», Syntax и другие.  Специальный проект Living Together – совместная экспозиция 10 московских галерей современного искусства, в которой особое внимание уделяется скульптуре. 

Ярмарка сохранила традицию проведения некоммерческих спецпроектов. На этот раз гости увидят  «500 Неизвестных. Герои Империи: воины, вельможи, аристократы» –  уникальную экспозицию, которая подводит итоги многолетнего труда Александра Кибовского, вернувшего имена более чем 500 изображениям деятелей Российской империи, числившимся как «Портреты неизвестных» в различных музейных и частных собраниях. 

Фото пресс-службы, Любови Пуликовой