Александр Самохвалов «Метростроевка». Фрагмент.
Начало ноября в Москве – время предаукционных выставок лондонских аукционных домов, постоянно работающих с русским искусством. Так сложилось, что именно Лондон (а не Нью-Йорк, Женева или Париж) стал центром международных открытых продаж русского искусства, во многом определяющим тренды развития этого рынка. Лет десять назад вся «Большая четверка» аукционных домов (Sotheby`s, Christie`s, Bonhams, MacDougall`s) привозила в Москву свои топ-лоты, потом постоянное присутствие сохранили только Sotheby`s и Christie`s, но вот – после некоторого отсутствия – в привычное пространство усадьбы Зубовых на Таганке вернулся MacDougall`s и привез около двадцати произведений предстоящих лондонских торгов. В этом году аукционному дому, созданному Екатериной и Уильямом МакДугалл и специализирующемуся именно на русском искусстве, исполняется 15 лет.
Исаак Бродский “Портрет матери с сестрой”.
Руководство аукционного дома настроено оптимистично: MacDougall`s предсказывает возрождение интереса к современному русскому искусству и в этом году представляет его на отдельном аукционе, который состоится 25 ноября. На московской выставке можно увидеть две работы из этого раздела: «Крепость главы» Михаила Шварцмана (эстимейт 70–90 тыс.ф.ст.) и «Дорога» Олега Васильева (эстимейт 35–50 тыс.ф.ст.).
Надвигающийся Brexit тоже не особенно пугает продавцов русского искусства: в перспективе выход Великобритании из единой Европы может быть даже выгоден британскому аукционному бизнесу – не исключена отмена права следования (отчислений в пользу автора или его наследников с каждой публичной перепродажи произведения искусства) и налога в 5% на импорт искусства, которые были введены в Великобритании Европейским союзом.
Константин Сомов “Свидание в парке”.
Аукцион классического русского искусства, который состоится 27 ноября, представлен в Москве, прежде всего масштабным, почти двухметровым полотном Натальи Гончаровой «Испанка» (эстимейт 800 тыс – 1,2 млн ф.ст.) – это фактически символ творчества художницы, знаковый для крупных международных выставок. «Гончаровское plain-chant» (песнопение), так назвала монументальных и декоративных «Испанок» восхищенная Марина Цветаева, сравнивая их грациозное великолепие с «кружевными цитаделями». Испанская тема стала главной в творчестве Гончаровой 1910–1930-х годов. Выставленная на торги MacDougall`s «Испанка» является одним из лучших вариантов знаменитых «больших испанок», написанных на холстах вертикального формата и принесших Гончаровой мировую славу.
Борис Григорьев «Чилийская девочка».
Небольшая, но характерная и узнаваемая работа Кузьмы Петрова-Водкина «Купающиеся мальчики» (1921 г.) оценена в 500–1000 тыс.ф.ст. Созданная в сентябре 1921 года в Самарканде, во время путешествия художника по Средней Азии, она отражает поиски художника на пути от абстрактного пространства ранних лет к полному цвета и света метафизическому миру «планетарной действительности».
Из двух представленных на торгах работ Бориса Григорьева – «Генерал Красной армии» (1930-е гг., эстимейт 120-180 тыс.ф.ст.) и «Чилийская девочка» (1928 г. или 1936 г., эстимейт 120-180 тыс.ф.ст.) – в Москве можно увидеть вторую, впечатляющую соединением психологизма и, как писал Александр Бенуа, «острой красочности».
Особое внимание на выставке привлекает работа Александра Самохвалова «Метростроевка» (1932 г., 180-250 тыс.ф.ст.), где в идеальной советской девушке может видеться и золотоволосая античная богиня и женский образ с полотен Пикассо. Дополняют московскую экспозицию произведения Константина Сомова, Исаака Бродского, Михаила Нестерова, Константина Маковского, Мартироса Сарьяна.
Борис Кустодиев «Осень. Проводы студента».
Среди топ-лотов торгов необходимо отметить «Осень. Проводы студента», (эстимейт 1,5-2 млн ф.ст.) Бориса Кустодиева – из собрания знаменитого советского физика, Нобелевского лауреата Петра Капицы, который был другом художника, а также коллекцию графических работ мастера русского авангарда Ивана Клюна, происходящих из собрания внучки художника Светланы Клюнковой-Соловейчик. Особенно интересен киноплакат к фильму «Борьба гигантов» 1920-х годов (эстимейт 60–90 тыс. ф.ст.), прекрасный пример киноплакатной эстетики эпохи авангарда и (в отличие, например, от произведений Родченко и братьев Стенбергов) едва ли не единственный сохранившийся образец работы Клюна для киноиндустрии.
Выставка «15 лет MacDougall’s. Шедевры русского искусства на аукционах MacDougall’s».
7 - 8 ноября 2019 г. Посещение с 12.00 до 17.00. Вход бесплатный.
адрес: Москва, Усадьба Зубовых, ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Иллюстрации: предоставлены пресс-службой аукционного дома MacDougall`s